раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках к-рого изучаютсяформы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) всинхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессыформообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле — это изучение строения искусств.среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Осн.методы познания — структурно-функциональный, семантический, генетический. Осн. пограничные области— археология, лингвистика, социобиология. В более частном смысле — это изучение вариаций культурныхформ и артефактов в зависимости от их социального, истор., геогр. распределения. Осн. методы познания— общая теория систем, организационный и динамич. анализ. Осн. пограничные области — социология,психология, этология,экология.
Морфологич. изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурныхформ и артефактов: генетическое — порождение и становление культурных форм; микродинамическое —динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредств. трансляция культурнойинформации);
историческое — динамика культурных форм и конфигураций в истор. масштабах времени; структурно-функциональное — принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии сзадачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов об-ва;. технологическое —распределение культурного потенциала в физич. и социокультурном пространстве и времени.
Общую морфол. модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить сл.образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением — специализированный,трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурныемодусы социальной организации (хоз., полит., правовая культура); культурные модусы социальнозначимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимогоопыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованныхмодальностей культуры: социальная организация — домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль;социально значимое знание — обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практич. знания и навыки;трансляция культурного опыта — игры, слухи, беседы, советы и т.п.
В рамках культурологии морфологич. подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявитьсоотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении опр. культуры.