пользователей: 21277
предметов: 10471
вопросов: 178106
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Культурология, ее предмет, методы и роль в современном мире.

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. 

  3.Предмет и методы культурологии.    

Предмет культурологии –  объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры,факторы и предпосылки,управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

В развитии культурологичийеских теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология,психология,философия  и история. Но выделение специфики  предмета и объекта изучения культурологии  позволяет провести границу между  ними. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искуственным обьектам и процессам.И если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю о событийно – деятельностном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретноисторическими формами этого бытия, которые подразумивают как формообразующие элементы культурно -  исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности. В становлении культурогии как области научного знания принято выделять следующие периоды: этнографический(1800-1860), эволюционистский(1860-1895), исторический(1895-1925). В эти периоды происходило накопление знаний,формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключивых категорий. Исследования этого времени носили в основном академический характер. Но начиная со второй половины хх в.  ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти значения начинают востребоваться и пременяться в самых различных сферах -  в практике  массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т.д.

     Предметная  область культурологии может  быть определена и в зависимости  от целей культурологического познания. В этом случае имеет место разделение культурологии на фундаментальную  и прикладную. Целью фундаментальной  культурологии является теоретическое  познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов  исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления  культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования  культурного наследия.

     Итак, основными компонентами предмета культурологии  являются:

     - онтология культуры: многообразие  ее определений и ракурсов  познания, социальных функций и  параметров;

     - гносеология культуры: основания  культурологического знания и  его место в системе наук, внутренняя  структура и методология; 

     - морфология культуры: основные параметры ее функциональной  структуры как системы форм  социальной организации, регуляции  и коммуникации, познания, кумуляции  и трансляции социального опыта; 

     - культурная семантика: представления  о символах, знаках и образах,  языках и текстах культуры, механизмах  культурного коммуницирования;

     - антропология культуры: представления  о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе»  и потребителе культуры;

     - социология культуры: представления  о социальной стратифицированности  и пространственно-временной дифференцированности  культуры, о культуре как системе  «правил игры» и технологий  социального взаимодействия;

     - социальная динамика культуры: представления  об основных типах социокуль-турных  процессов, генезисе и изменчивости  культурных феноменов и систем;

     - историческая динамика культуры: представления об эволюции форм  социокультурной организации; 

     - прикладные аспекты культурологии:  представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

     В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного  феномена. Они представляют собой  комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались  в рамках наук, составляющих фундамент  культурологии. Однако используются они  выборочно, трансформируясь при  этом под задачи культурологического  исследования. Отбор методов зависит  как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его  принадлежности к той или иной культурологической школе.

. Современное понимание культурологии  

      В 20 веке культурология конституируется  как самостоятельная наука, стоящая  вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через  философию культуры. связь эта  имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как  часть философского знания или в  отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских  вопросов. Немаловажно и то, что  философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно  переплетаются в творчестве многих ученых.

      Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры, принадлежавшая Хейзинге, который  считает игру

основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические  рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и т. п. Наконец, надо остановиться на теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях – коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике. П. А. Сорокин является одним из крупнейших социологов и культурологов 20 века. Он создатель теории социальной стратификации (социального расслоения) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклическое колебание культур, каждая из которых есть самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); идеациональный (преобладает рациональное мышление); идеалистический (преобладает интуитивное познание).Приведенная характеристика отдельных школ и концепций весьма условна. Эта условность связана с «размытостью» границ между подходами, и с тем, что многие основные содержательные моменты и идеи, содержащиеся в одних концепциях, используются или включены в теоретические построения в других.


27.05.2015; 21:51
хиты: 72
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь