Психодрама.
Наука, которая исследует истину драматическими методами.
Психодрама – это метод, который основан на инсценировании личного опыта через проигрывание ролей на сцене в определенных условиях, направленных на активизацию психических процессов участников.
5 различных средств: сцена, пациент (протагонист), ведущий, группа терапевтических помощников (вспомогательные «Я»), публика.
Сцена – первый важный инструмент психодрамы. Окружает пациента многомерным и необычно подвижным жизненным пространством.
Пациента просят изобразить на сцене самого себя. Изобразить свою повседневную жизнь в игровом действии.
Разные способы изображения пережитого: инсценировка ролевой игры, отыгрывание, или новая инсценировка сцены, имевшей место в прошлом.
Разогрев пациента – с помощью разговора самим с собой, знакомства с самим собой, обмена ролями, метода зеркала.
Ведущий выполняет три функции: режиссера, терапевта и аналитика. Должен проводить игру в соответствии с жизнью пациента.
Вспомогательные «Я» - играют роль реальных или вымышленных людей из жизни пациента.
3 стадии психодрамы: разогрев, действия и обмен чувствами.
Психодраматическая кривая Хаолландера.
Социодрама – глубокий активный метод работы с групповыми отношениями и коллективными идеологиями.
Внимание не на индивидуальных проблемах членов группы, а на вариантах исполнения ими своих социальных ролей.
Участники выполняют роли отвлеченных персонажей.
Режиссер психодрамы и социодрамы должен обладать целым рядом духовных качеств и технических навыков: способностью к эмпатии, терпением, тактом, интересом к людям, благожелательностью. Но есть и специфические требования к работе психодраматического режиссера:
1. Не должен бояться быть волшебником, создавать ситуации, в которых возможно все.
2. Создавать атмосферу, в которой неизвестное, невысказанное, неродившееся, то, что не случилось, – так же важно, как и на самом деле происшедшие события. Особенность психодрамы и социодрамы в том, что они дают человеку возможность пережить то, чего он не получил от жизни в реальности.
3. Обладать настоящим чувством игры, забавы, новизны, совмещать юмор и пафос.
4. Оставить за дверью заранее сложившиеся представления и ожидания того, что должно случиться в следующий момент.
5. Проявлять открытость по отношению к потребностям другого человека, подавлять собственную потребность что-то доказать окружающим.
6. Сформировать у себя чувство театра, поддерживать атмосферу творчества, ощущение действия, предвкушение неожиданного и непредсказуемого.
7. Стать протагонистом у другого режиссера, чтобы вновь и вновь испытывать на себе силу психодраматического метода.