Трактовка понятия «дизайн»
Дизайнерская деятельность направлена достижение красоты, удобства, комфорта и пользы человека Традиционно объектом ее является среда, предметного обитания человека.
В 1969 г. Конгресс Международного совета дизайнерских организаций определил дизайн как творческую деятельность, цель которой – определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью.
Выделяют несколько смысловых трактовок этого понятия:
- декоративную,
- проектно-графическую,
- предвосхищающую,
- драматическую.
Если характеризовать дизайн как декоративный», то это - узор, орнамент, декор, украшение, убранство; «проектно-графический» - набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция; «предвосхищающий» - план, предположение, замысел, намерение; «драматический» - затея, ухищрение, умысел, интрига.
В широком смысле слова дизайн - это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом.
Объектом дизайна является предметно -вещественная среда обитания людей, а также он считается практикой, имеющей социально-культурное значение.
Какую бы область дизайна мы ни взяли, всюду сталкиваемся с необходимостью констатации его многогранности. Многие из общекультурных ценностей, которыми в настоящее время располагает человечество, учитываются в дизайн-проектной деятельности. Нельзя не признать органическую связь дизайна с различными формами научного знания: эстетикой, экономикой, психологией, социологией, культурологией и т.д. Показателем того, что дизайн сфокусировал на себе многие вопросы из этих областей знания, является применение этих областей знания в дизайн-проектировании.
Приведем несколько примеров. Так, знание особенностей человеческого восприятия позволяет создавать простые и быстрые для понимания визуальные сообщения в графическом дизайне. Знание психологии восприятия облегчает выбор выразительных средств, с помощью которых можно наиболее точно выполнить поставленную задачу. Такая экономическая наука, как маркетинг, необходима для успешного дизайн-проектирования, так как позволяет изучить потребителя, выявить его предпочтения к тому или иному объекту. Полученные и проанализированные данные будут оказывать влияние на создание образа проектируемого объекта, а также выступать критерием успешности дизайнерской деятельности.
Характеризуя дизайн, мы должны учитывать его различные грани. Дизайн следует рассматривать как:
- феномен визуальной культуры
- фактор развития потребительского рынка;
- фактор направления развития предметного мира.
С помощью средств дизайна возможно не только изменять характеристики материального мира человека. Дизайн выступает также инструментом сохранения и развития культуры, с одной стороны, объединяющим в себе различные сферы общественной жизни (научную, техническую, философскую, экологическую и пр.), а с другой — способствующим обмену между различными региональными и национальными культурами.
2 Становление графического дизайна
Современный дизайн представлен различными его видами, среди которых особое место занимает графический дизайн.
Длительное время развитие практики графического дизайна происходило в рамках дизайна при отсутствии специализации проектировщиков. Такие объекты, как бланки, печати, меню, указы и т.п., реализующие утилитарное назначение, имели разработанные графические решения еще до начала возникновения массового промышленного производства.
Понятие «дизайн» начали использовать еще в эпоху итальянского Возрождения, а в Англии оно получает распространение в XVI в. Истоки становления дизайн-графики восходят к этому периоду. В России в XVIII в. уже можно встретить использование данного понятия. «В фондах государственного архива Российской академии наук хранится гравированный оттиск с подписью: "Dessein Thermometres", датируемый 1732 г., выполненный в Гравировальной палате Академии наук. Еще один документ был опубликован в сборнике материалов истории Академии наук в 1880-х годах. В письме Иоганна Вильгельмина Люрсениуса, "именованного рисовального мастера", в прошении на имя Екатерины II писалось: "в 1746 году без всякого моего происку взят из академии наук указом Вашего И.В. в кабинет для рисования дезейнов или образцов, на утверждаемую штофную фабрику и для прочих рисунков...
Особой динамикой становление графического дизайна характеризуется с конца XIX в., что связано с изменением хозяйственно-экономического уклада общественной жизни в разных странах. Развитие торговли между странами и, следовательно, рост товарно-денежных отношений способствовали возникновению потребности в таких графических объектах, как этикетки, бланки, товарные знаки и прочее.
В XIX столетии широко использовался термин «афиша», что также свидетельствует о нарастании темпов производства массовой печатной продукции. В России афиша обозначала объявление, вывешиваемое на открытом месте, и использовалась в то время для описания «любой массовой печатной продукции».
Особую роль в становлении графического дизайна в нашей стране играл плакат. Возникновение термина «плакат» имеет много общего с термином «афиша». Возникнув от позднелат. placatum (в переводе означало объявление), плакат становится средством наглядной рекламы, агитации, пропаганды обучения, инструктажа и т.д.
Распространение в начале XX в. образно-выразительного объекта — плаката имело большое значение для самоопределения графического дизайна. Плакаты предназначаются для всеобщего обозрения и, как правило, размножаются полиграфическим способом. Это обеспечило плакату наибольшую привлекательность из-за своей доступности. Более того, плакат оказался востребованным и благодаря тому, что позволял выразить эмоциональное обращение к массовому зрителю.
Таким образом, становление графического дизайна в нашей стране связано, прежде всего, с профессиональным творчеством художников в сфере плаката.
С начала 1920-х годов в обиход вошли такие термины, как «полиграфия», «рекламная графика», «индустриальная графика», «массовая графика», «прикладная графика». Все они имеют отношение к области художественных предметов обихода, выполняющих декоративные и утилитарные функции.
В этот период были предложены различного рода типологии графических объектов. Типология прикладной графики включала:
- официальную графику (разработка денежных знаков, гербов, эмблем, почтовых марок, печатей и т.п.);
- промышленную графику (упаковка, этикетка и т.п.);
- справочно-мемориальную графику (наглядные пособия, сопроводительный инструктивный материал к изделиям).