пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9. КУЛЬТУРА XIV-XV ВВ.

Фольклор. Устное народное творчество - былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия - отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны.

Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды.

Фольклорные черты имеют многие сказания - о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище". Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол-хана и его отряда:
"И бысть между ими бой. Татарове же, надеющися на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие, и удариша в колоколы и сташа вечием. И поворотися весь град, и весь народ том часе собрашася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар..."

В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327 г., а с другой - игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: "Ни на ком не взыскалося".

Литература. Историческая мысль. В литературе большое место заняли героическая и "житийная", или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с ее врагами, захватчиками - постоянный их мотив: "Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти".

Возвышенную и патриотическую повесть об Александре Невском написал его дружинник. Он воспевает "мужество и житие" своего героя - "великого князя нашего и умнего, и кроткого, смысленого, и храброго", "непобедимого николи же". Описывает битвы, выигранные "многомысленным" полководцем, его поездку в Орду и кончину.

Позднее на основе этой повести создано "Житие святого Александра Невского". Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой - Самсону, премудростью - Соломону, храбростью - римскому императору Веспасиану.

Под влиянием этого памятника подверглось переделке житие Довмонта, псковского князя XIII в., победителя литовских князей и ливонских рыцарей: краткая и сухая ее редакция превратилась в пространную, наполненную возвышенными и живописными описаниями подвигов псковского героя.

Другие повести и жития посвящены князьям, погибшим в Орде: Васильку Константиновичу ростовскому, Михаилу Всеволодовичу черниговскому, Михаилу Ярославичу и Александру Михайловичу тверским и др. Все они представлены как неустрашимые защитники христианской веры, т. е. своей земли, народа. 

Со второй половины XIV в. значительно число произведений говорит о борьбе с Ордой - Куликовской битве ("Задонщина", летописные повести), Тохтамышевом разорении 1382 г., "приходе" на Русь Тамерлана.

Особое место среди этих памятников занимает "Задонщина". Ее автор, Софоний Рязанец, рассматривает события 1380 г. как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками-кочевниками. Недаром образец для него - "Слово о полку Игореве", которое повествует о походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185 г. Победа на Куликовом поле - возмездие за поражение на Каяле-реке. Из "Слова" Софоний заимствует образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения.

Высокие образцы народно-поэтической речи дают и другие московские памятники XIV - XV столетий. Таков лирический плач "Повести о разорении Москвы ханом Тохтамышем": "Кто бо не восплачется таковыя погыбели славного града сего". В разоренной столице, продолжает автор, царили "плач и рыдание, и вопль мног, и слезы, и крик неутешимый, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, нужа ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет".

Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописи. После перерыва, вызванного Батыевым нашествием, летописное дело возобновляется, более или менее быстро, при дворах князей, на митрополичьей и епископских кафедрах Летописи велись уже в 30-40-е гг. XIII в. в Ростове Великом, Рязани, затем во Владимире (с 1250 г.), Твери (с конца XIII в.) Продолжалось летописание в Новгороде и Пскове.

Во всех летописях отразились местные интересы, взгляды князей и бояр, церковных иерархов; иногда - взгляды простых, "меньших" людей. Таковы, например, записи одной из новгородских летописей о мятеже середины XIII в.:
"И рекоша меншии у святаго Николы (у церкви Николы Чудотворца) на вечи: "Братье! Ци како речеть князь: "Выдайте мои ворогы!" И целоваша святую Богородицю (икону Богоматери) меншии,- како стати всем, либо живот (жизнь), либо смерть за правду новгородьскую, за свою отчину. И бысть в вятших съвет (совет богатых, знатных) зол,- како победити меншии, а князя ввести на своей воли".

Речь в этом отрывке идет о восстании, в ходе которого новгородцы разделились надвое - "меньшие" (бедные) против "больших" (богатых); если первые противостояли вторым и князю, то вторые стремились "победити" первых, а князя держать "в своей воле". Характерно то, что "за правду новгородьскую, за свою отчину", т. е. за интересы Новгородской земли, стоят, по этой записи, именно "меньшие", а не "большие" люди.

Составление летописей и других сочинений, переписка рукописей переживают подъем со второй половины XIV в. Постепенно ведущее место переходит к Москве. В самой столице, ее монастырях (Симонов, Андроников и др.), Троице-Сергиевой обители в это и более позднее время переписывается большое число рукописей духовного и светского содержания (Евангелия, летописи, жития святых, слова, поучения и др.).

В московских летописных сводах конца XIV - XV в. проводятся идеи единства Руси, киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой. Изложение мировой истории, с включением и русской, дается в "Русском хронографе".

Зодчество, живопись. Андрей Рублев. Возведение деревянных построек - изб и хором, часовен и церквей - возобновилось после монголо-татарского нашествия довольно быстро - жизнь требовала жилья и храма, хотя бы и самого скромного. Каменные здания появляются в конце XIII в. В XIV - XV вв. их число намного увеличивается. До нашего времени сохранились церкви Николы на Липне под Новгородом (1292 г.), Федора Стратилата на Ручью (1360 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.) и других в самом городе.

В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения. Таковы каменные крепости в Изборске, Орешке и Яме, Копорье и Порхове, Московский Кремль (60-е гг. XIV в.) и т. д. В Новгороде Великом в XV в. построили комплекс зданий Софийского дома - резиденции архиепископа (Грановитая палата, часозвоня, дворец владыки Евфимия), боярские палаты.

Церкви и соборы обычно расписывались фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы. В летописях иногда приводятся имена мастеров. В одном из московских летописных сводов, к примеру, записано: Архангельский собор расписывали (1344 г.) "русскыя писцы... в них же бе старейшины и начальници иконописцем - Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их".

Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек, или Гречин, приехавший из Византии. Его фрески в церквах Спаса на Ильине, Федора Стратилата поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов. Работал он и в Москве. Епифаний Премудрый, составитель житий святых, величал Феофана "преславным мудрецом", "философом зело хитрым", "изографом нарочитым и живописцем изящным в иконописцах". Он пишет, что мастер работал в свободной, легкой манере: стоя в церкви на подмостках и накладывая краски на стены, в то же время беседовал со зрителями, стоявшими внизу; а их собиралось всякий раз довольно много.

Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублева Он родился около 1370 г, стал монахом Троице-Сергиева, затем московского Спасо-Андроникова монастыря. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля, затем, на этот раз в сотрудничестве с другом Даниилом Черным,- Успенский собор во Владимире Позднее они же работают над фресками и иконами для троицкого собора Троице-Сергиева монастыря В конце жизни мастер трудился в Андроньеве, где умер и похоронен (около 1430 г).

Творчество Андрея Рублева высоко ценили уже в XV - XVI вв. По словам современников и близких по времени потомков, он - "иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости". Епифаний Премудрый, ученик Сергия Радонежского и автор его жития, поместил в последнем миниатюры с изображением Рублева (художник на подмостках пишет настенную икону Нерукотворного Спаса, погребение Рублева монахами).

Эпоха национального подъема времени борьбы Дмитрия Донского, Москвы с Ордой, Куликовской победы, успехов в деле объединения русских сил отразилась в творчестве великого художника - мир его образов, идей звал к единению, согласию, гуманности.

Самая известная его работа - "Троица" из иконостаса упомянутого Троицкого собора Написанная в античной традиции, она глубоко национальна по мягкости и гармоничности, благородной простоте изображенных фигур и прозрачности, нежности красок. Они отражают характерные черты русской природы и человеческой натуры. Они присущи и другим иконам и фрескам - "Спасу", апостолам, ангелам. Творчество великого художника высоко ценили потомки - о нем упоминают летописи, его иконы дарили влиятельным людям, князьям. Стоглавый собор 1551 г. повелел "писати иконописцем иконы... как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие (известные, прославленные) иконописцы".

В XV в. на иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых, все чаще появляются пейзажи (леса и горы, города и монастыри), портреты (например, на иконе "Молящиеся новгородцы" - портрет боярской семьи), батальные сцены (например, победа новгородцев над суздальцами на одной из новгородских икон).


19.01.2015; 21:13
хиты: 65
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
всемирная история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь