Понятие г-ва включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения – служебной роли и исторической цели.
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является, одновременно и важнейшим признаком г-ва, и основным содержанием его сущности. Г-во по своей сущности есть организация политической власти общества.
«Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Г-во, – утверждал Ф.Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в г-ве машину «для поддержания господства одного класса над другим».
Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о г-ве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального назначения. Поэтому понятно, что в связи с коренными изменениями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка г-ва исключительно с классовых позиций вступила в противоречие с ходом развития г-ва.
Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке г-ва необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о г-ве от Аристотеля до Каутского, его нынешних последователей в западноевропейской социал-демократии и современных буржуазных теорий. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в том числе и в дореволюционной России, почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в понимании г-ва как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако такой подход также односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания г-ва к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в г-ве лишь другую его сторону – общесоциальную, общечеловеческую.
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что г-во охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые ф-ции. К сожалению, данный тезис не получил дальнейшей специальной разработки.
Действительно, любое г-во, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, борьба с преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.
Сочетая в себе и классовое, и общечеловеческое, г-во выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в г-ве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.
Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в г-ве в разные эпохи не одинаково. Например, в рабовладельческих и феодальных г-вах, в буржуазных г-вах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных г-вах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в г-вах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения г-ва на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал г-ва в современных условиях, трудно не заметить, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых г-вах Америки и Европы и в современном Российском г-ве.
Г-во, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.
Демократическое, цивилизованное г-во, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития г-ва.
Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое г-во, с повседневной практической деятельностью г-венных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию.
В связи с этим важно иметь в виду, что демократия, правовое г-во ничего общего не имеют с анархистским своеволием, правовым нигилизмом, распущенностью, вседозволенностью. Напротив, они предполагают необходимые для всего общества законность и правопорядок, при которых все равны перед законом и судом, закон обязателен для всех без исключения, и никто из тех, кто нарушит его, не сможет уйти от ответственности.
Последовательное обеспечение законности и правопорядка – основа жизнеспособности и прочности демократии и правового г-ва.
Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения г-ва, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего определения. Г-во – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.