пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

6.Власть в первобытном обществе. Организация и формы ее осуществления.

    По современным научным представлениям планета Земля образовалась около 4,7 млрд лет назад из рассеянного в протосолнечной системе газово-пылевого вещества. Около 3—3,5 млрд лет назад в результате закономерной эволюции материи на Земле возникла жизнь, началось развитие биосферы. Человек возник на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса около 2 млн лет назад. Человек современного вида (человек разумный) появился не позднее 40 тыс. лет назад, а по некоторым данным еще раньше. Первые г-ва на нашей планете стали возникать сравнительно недавно. Так, в Древнем Египте оно возникло в конце IV — начале III тыс. до н.э., в Китае — во II тыс. до н.э., на территории нынешней России — чуть более 1 тыс. лет назад.

Таким образом, в истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без г-ва и без права. В науке этот период называется первобытным обществом — первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первых

людей до возникновения г-ва и права.

Человек и человеческое общество сформировались и выделились из царства природы посредством труда и совместной хозяйственной жизнедеятельности. Человек отличается следующими особенностями: 1) достаточно высоким уровнем сознания. Не просто сознанием, поскольку ученые доказали, что животным также присуще какое-то сознание. Уровень сознания человека значительно выше, чем у животных, его эволюция имеет прогрессирующую, вертикальную направленность, а сознание животных не развивается выше определенного уровня. 2) человек в отличие от животного имеет способность создавать орудия труда и пользоваться ими. Если животные производят изменения в природе в силу своего присутствия в ней, то человек между собой и природой ставит нечто опосредованное, а именно орудия труда. При этом он воздействует на природу целенаправленно, сознательно. 3) человек имеет определенную психофизическую конституцию (строение, форму скелета, обладает речью и т.д.). 4) человек обладает высокой степенью организованности. Совместная жизнедеятельность, коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.

    В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины.

     Значительное время в своей истории люди существовали в условиях первобытного стада. Это был период так называемой присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство). Орудия труда были весьма примитивны (камни и палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. Власть в этот период мало, чем отличалась от той власти, которая существует в стаде животных.

    Постепенно по мере совершенствования орудий труда (в эволюции человека данного периода можно выделить каменный век, бронзовый век и железный век), открытия способов искусственного добывания огня появилось более обширное и прочнее организованное, чем первобытное стадо, объединение людей — род.

    Род — исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство. Присваивающая экономика постепенно вытесняется

производящей экономикой. В науке этот период называют «неолитической революцией». Человек начинает заниматься не только охотой, рыболовством и собирательством, но и скотоводством, земледелием и ремеслом. На смену неупорядоченных половых отношений пришел групповой брак. Однако, учитывая то, что настоящего отца при таких отношениях установить было практически невозможно, родство шло исключительно по женской линии.

  На определенном этапе развития общества произошло естественное разделение труда между мужчинами и женщинами. В усложнившемся домашнем хозяйстве главенствующее положение стали занимать женщины. Они играли ведущую роль в таких видах производственной деятельности, как собирательство и раннемотыжное земледелие. Все это и привело к выдвижению женщины на первое место в родовой общине. Господство материнского рода продолжалось несколько тысячелетий. При матриархате счет родства велся по линии матери (материнский род), а муж переходил на жительство в родовое поселение жены.

     В результате развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, повышения эффективности и значимости мужского труда на смену матриархату приходит патриархат (от греч.— отец и начало, власть) характеризующийся отцовским (патриархальным) родом, в котором происхождение родства ведется по мужской линии и мужчина занимает господствующее положение в производстве и в обществе. Это был качественно новый этап в развитии человеческого общества. На смену групповому приходит парный брак, который рядом с родной матерью поставил достоверного родного отца. В дальнейшем на смену парному

браку приходит брак с господством мужчины, запрещением внебрачных связей для женщины. Так появилась патриархальная семейная община, которая характерна для заключительной стадии родового строя.

    Этап разложения родовой общины предшествует возникновению г-ва и права и характеризуется разрушением внутри- родовых связей и зарождением будущих г-венно-правовых институтов.

Отличительными особенностями власти родовой общины являлись следующие:

     1) источником власти была вся родовая община в целом. Это был период так называемого прямого правления, когда люди непосредственно осуществляли всю полноту власти. Понятно, что применительно к тому периоду нельзя говорить о существовании законодательной, исполнительной и судебной власти в современном их понимании, но члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности.

      2) высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными родами и т.д.

     3) повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так женщинами. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода. П-пиально важно подчеркнуть то, что старейшины и другие «должностные лица» рода (военноначальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. В дальнейшем при рассмотрении признаков г-ва это обстоятельно необходимо будет вспомнить, поскольку чиновники г-ва в отличие от старейшин занимаются исключительно, управлением и абсолютно никакого участия не принимают в производственной деятельности общества.

    4) власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких специальных (правоохранительных, карательных) органов для этого не было. Принуждение исходило от всего рода. Это тоже важное обстоятельство, поскольку г-венная власть осуществляет принуждение с помощью специальных правоохранительных органов.

    5) в более широких, чем род, социальных объединениях (например, в Греции — фратрии, в России — племя) власть основывалась на тех же п-пах, что и в родовой общине.

     Таким образом, власть в период родовой организации общества строилась на п-пах первобытной демократии, каких-либо специальных, занимающихся только и исключительно управлением органов в то время не существовало. Однако на смену первобытной демократии в силу различных причин, неизбежно приходит г-во, представляющее собой особую форму организации жизнедеятельности людей.

 


21.04.2015; 22:13
хиты: 185
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь