Культу́рный ландша́фт — земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.
В современных исследованиях культурного ландшафта этот вопрос решается по-разному. Г. А. Исаченко выделяет три основных подхода:
1) информационно-аксиологический.
Этот подход предполагает понимание культурного ландшафта как ландшафта, в формировании которого значительную роль играют передаваемые в виде информации от поколения к поколению духовные и интеллектуальные ценности, которые в свою очередь испытывают на себе влияние материальных компонентов ландшафта.
2) этнокультурный.
В рамках данного подхода культурный ландшафт является объектом изучения этнокультурного ландшафтоведения, научного направления, возникшего на стыке ландшафтоведения и этнологии, топонимики, а также других естественных и гуманитарных наук, тесно связанного с антропогеографией.
3) феноменологический(классический).
По мнению основоположника этого подхода, Владимира Каганского, «культурный ландшафт — это земное пространство, жизненная среда достаточно большой группы людей, если это пространство одновременно цельно и дифференцировано, освоено утилитарно, семантически и символически».
Л.С. Берг определил культурные ландшафты как те, в которых человек и произведения его культуры играют важную роль. Концепция культурного ландшафта утверждалась многими отечественными натуралистами, в числе которых были В. П. Семенов-Тян-Шанский, А. И. Воейков, В. И. Вернадский и др.
Исаченко писал, что «… культурному ландшафту должны быть присущи два главных качества: 1) высокая производительность и экономическая эффективность и 2) оптимальная экологическая среда для жизни людей».
28.