1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ.
Рассмотрим вопрос о том, что такое методы обучения, когда и как они возникали, какие известны методы обучения грамоте, как они вписываются в систему общих дидактических методов.
Простейшие методы обучения встречаются в мире животных, например в семье кошек: показ, игра, подражание и упражнение.
У людей методы обучения как целенаправленные, осознанные совместные действия обучающих и обучаемых имеют далекие истоки.
Метод (от греч. «тегооюз» — путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, деятельности, направленной на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в процессе обучения.
Были описаны методы в античном мире (Платон, Аристотель, Квинтилиан), например сократовский метод — эвристическая беседа, применявшаяся в философской школе Сократа.
Русский педагог М.Н. Скаткин выделяет три этапа в развитии методов обучения:
1)догматический, на котором не требовалось понимания усваиваемых знаний (по крайней мере на первых этапах обучения);
2)объяснительно-иллюстративный (с первой половины
XIX в. и по настоящее время), характеризующийся стремлением к
осознанному усвоению учебного материала;
3) проблемно-поисковый, характеризующийся поисками путей повышения познавательной активности самих учащихся (начало приходится на 60—70-е гг. нашего столетия).
Обучение грамоте — самая древняя отрасль методики родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров и многие другие — активно занимались проблемами букваристики. Но и по сей день не утихают споры относительно методов обучения грамоте.
Классифицируются методы обучения грамоте в зависимости:
1)от единицы языка, взятой за основу при обучении элементарному чтению (по исходным языковым единицам: буква, звук,слог, целое слово);
2)ведущего вида деятельности учащихся (анализ, синтез).
По исходным языковым единицам различаются методы: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов.
По видам деятельности различаются методы: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические.
2. БУКВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Вплоть до конца XVIII в., в период господства в школьной практике догматических методов обучения, использовался буквослагшпельный метод. Суть его заключалась в механическом заучивании букв, их названий, слогов и слов. Обучение начиналось с заучивания названий всех букв алфавита: аз, буки, веди, глаголь и т.д. Затем заучивались слоги: буки-аз — ба, веди-рцы-аз — вра и т.п., всего более 400 слогов. При этом складывались слоги, не всегда реально существовавшие в языке, в отрыве от живой речи: шла как бы подготовка формального материала для чтения. Лишь после этого начиналось чтение по слогам («по складам»): ребенок, называя каждую букву ее полным названием, складывал слоги, а затем соединял их в слова. Завершалось обучение чтением «по верхам», т.е. целыми словами, без называния букв и слогов. На такое обучение затрачивалось два года. На третьем году обучения переходили к письму.
С введением Петром I гражданской азбуки в XVII в. стало входить в употребление упрощенное название букв: а, бэ, вэ и т.д. В это же время появилась картинная азбука Кариона Истомина, в которой первые звуки названий предметов, изображенных на картинках, соответствовали буквам алфавита. Но принцип обучения чтению оставался тем же, что и при буквослагательном методе, т.е. дети читали по буквам, не понимая, как из букв получаются слоги и слова. Этот метод получил название «слоговой» метод.
Буквослагательный и слоговой методы — буквенные синтетические, так как учили читать от части к целому, от букв и слогов к слову.
Эти методы догматичны, направлены на механическую зубрежку, обучение с их помощью было трудным и неинтересным. Существенный их недостаток состоял в том, что они не опирались на звуки, на звучащую речь, не требовали слитного чтения слога (хотя русская графика подчинена слоговому принципу). Письмо было оторвано от чтения.
3. ЗВУКОВЫЕ МЕТОДЫ
Наибольшее распространение и на Западе, и в России получили звуковые методы: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические. Их объединяло то, что значительная роль отводилась самим детям: они выделяли звуки из слов, складывали слова из звуков, т.е. анализировали и синтезировали.
В 40-е гг. XIX в. в России был принят аналитический звуковой метод, на Западе его называли «методом Жакото», в России — «методом Золотова». Согласно этому методу школьники делили предложения на слова, слова — на слоги, а слоги разлагали на звуки (в устном варианте) и на буквы (в письменном варианте). Аналогичная работа проводится и в наши дни при обучении грамоте. Но в аналитическом звуковом методе сказывались еще традиции догматического периода: заучивались слоги, начертания слов, сочетания букв; путем многократного чтения заучивались также предложения. Звуковой анализ следовал после того, как дети зрительно запоминали начертание слова, т.е. преобладали зрительные упражнения.
Примером синтетического звукового метода может служить метод Г. Стефани (Германия), распространенный в Европе в XIX в. В России он разрабатывался Н.А. Корфом. Согласно этому методу обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а затем соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое количество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: звуки сливали в слоги, слоги — в слова; из букв составляли слоги и слова. Затем усваивалась следующая группа звуков и т.д. Чтение по этому методу сводилось к называнию ряда звуков, обозначаемых буквами (такое чтение в наши дни называется побуквенным). Слог не являлся единицей чтения.
4. СЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ
В 1872 г. вышла «Азбука» и в 1875 г. — «Новая азбука» Л.Н. Толстого, составленные по «слуховому» методу. В букваристике обычно метод Толстого называют «слогослуховым», так как в нем уделялось очень большое внимание слоговой работе: разложению слогов на звуки, соединению звуков в слоги, чтению слогов, их произношению. Развивался речевой слух детей. Тексты были составлены таким образом, чтобы трудность читаемых слогов и слов нарастала постепенно. Так, вся первая часть «Азбуки» была составлена из слов, не превышающих 2 слогов и 6 букв. Но метод Толстого не был чисто слоговым: он включал добуквенные упражнения в разложении слов на звуки, слуховые восприятия, артикуляционные упражнения, предусматривал одновременное обучение письму, печатание букв, слов, сознательность чтения и т.д.
Остальные слоговые методы, применявшиеся в русской школе, также не были чисто слоговыми, поскольку слог не становился с самого начала единицей чтения. Сначала заучивались все буквы алфавита, потом — слоги, а затем, читались слова с этими слогами.
Усиленная слоговая работа по сравнению с буквосложением была шагом вперед, так как содержала слуховые и речедвигательные упражнения, а само чтение стало ближе к естественному, слоговому. Но по-прежнему применялось зазубривание букв и огромного количества слогов. Тем не менее слоговые методы оказали положительное влияние на развитие звуковых методов, главным образом введением слоговых таблиц и упражнений.
5. МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ
Этот метод имел широкое распространение в США и других англоязычных странах, а в России появился в начале 20-х гг. Его суть состояла в том, что, во-первых, он позволял сразу начинать чтение с осмысленных и ценных в воспитательном отношении текстов, во-вторых, снимались трудности звукового метода, связанные со звукослиянием. Единицей чтения с самого начала становилось слово, его графическое изображение воспринималось как идеограмма и лишь впоследствии расчленялось на составляющие элементы — буквы. Дети за первые 2—3 месяца занятий запоминали зрительно, почти без звукового и буквенного анализа, до 150 слов. Они перерисовывали их, читали по общему виду, угадывали по картинкам. Затем начинался буквенный анализ выученных слов.
Но метод целых слов, применявшийся в русской школе 13 лет, не оправдал себя. Это связано с тем, что русское правописание фонемное (фонема независимо от занимаемой позиции обозначается одной и той же графемой) и оно требует развитого фонематического слуха, чего не может обеспечить метод целых слов. Кроме того, опираясь на механическую и зрительную память, этот метод не обеспечивал развитие мышления учащихся.
6. ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД К.Д- УШИНСКОГО
Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д. Ушинский (1824—1870). Он! исходил из задачи всестороннего развития детей и свой метод разработал на основе анализа собственной речи ребенка.
«Родное слово» К.Д. Ушинского, куда входили его «Азбука», а также «Руководство к преподаванию по "Родному слову"», вышло в 1864 г. и приобрело широкое признание. Свой метод К.Д. Ушинский назвал методом письма-чтения, убедительно доказав, что нельзя отделять письмо от чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения. По «Азбуке» детей сначала знакомили с рукописным шрифтом, и лишь через 10—15 уроков вводились печатные буквы. Но и тогда новая буква после изучения звука давалась сначала в письменном варианте.
К.Д. Ушинский в своей методике объединил анализ и синтез, ввел систему аналитико-синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Обучение грамоте он соединил с развитием речи («дара слова») учащихся. С первых же уроков дети работали с народными пословицами, с загадками; читаемые тексты были доступны им. Для звукового анализа использовались предложения и слова, взятые из речи самих учащихся.
Вся педагогическая система К.Д. Ушинского была направлена на становление личности ребенка, на развитие его мышления и речи, чему способствовали аналитико-синтетические упражнения, постоянное внимание к речевым упражнениям, осознанному чтению, беседы, связь письма и чтения.
Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского, преодолевший догматизм буквослагательного метода, является объяснительно-иллюстративным, так как требует высокой активности самих детей в процессе обучения. Автор ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в наши дни, всем этим приемам он дал психолого-педагогическое обоснование. Однако К.Д. Ушинский не учитывал качественных особенностей гласных я, ю, е и некоторых позиционных изменений согласных: например, что звук [ж] в конце слов переходит в глухой согласный [ш].
РАЗВИТИЕ МЕТОДА К.Д. УШИНСКОГО
Наиболее известными последователями К.Д. Ушинского стали авторы букварей и руководств к ним: Д.И. Тихомиров (1844—1915), В.П. Вахтеров (1853—1924), В.А. Флеров (1860-1919), А.В. Янковская (1883-1924), СП. Редозубов (1891-1957), А.И. Воскресенская (1892-1966).
Д.И. Тихомиров и В.П. Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения, цель которых — развить слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных туков из речевого потока. Изменился порядок изучения звуков и букв: так, изучение йотированных ё, я, е, ю было перенесено на поздний этап; первоначально дети знакомились лишь с твердыми согласными; взрывные согласные изучались позднее, чем сонорные и «длительные», которые можно «тянуть». Принцип единства письма и чтения сохранился, но отказались от опережающего письма: дети усваивали сначала печатные буквы, а затем письменные их варианты. В добукварный период проводилась и подготовка к письму: начертание элементов букв, орнаментов, контуров и пр.
В 1907 г. вышел «Новый русский букварь» В.А. Флерова, выдержавший более 40 изданий. В нем была разработана строгая постепенность в изучении звуков и букв — от «легких» к «трудным» по их артикуляции и возможности произносить звуки отдельно, самостоятельно. В.А. Флеров рекомендовал «чтение по подобию», т.е., усвоив чтение слога ма, ученик так же, «одним дыхательным толчком», должен читать слоги мо, са, но и т.п. В его букваре для усиления слоговой работы были помещены слоговые таблицы. Но В.А. Флеров отрицал необходимость звукослияния, пытаясь ввести принципы «читай, как говоришь» и «читай, что видишь».
В 1937 г. утверждены буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, в которых сохранена методика К.Д. Ушинского, но и внесено много нового: в соответствии с достижениями современной фонетики уточнен порядок изучения звуков и букв, их сочетаний, слогов; с учетом психологии выделены четыре ступени формирования навыка чтения; аналитико-синтетические упражнения согласованы с особенностями изучаемых звуков и слогов.
С 1971 г. в школах принят «Букварь» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько, на основе которого создана «Азбука» для обучения 6-летних детей.
СОВРЕМЕННЫЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТ ПРИЕМЫ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период.
Анализ
1.Выделение из речи предложений.
2.Деление предложений на слова.
3.Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа.
4. Деление слова на слоги, установление их количества.
5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный.
6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов.
7. Обозначение выделенного звука буквой. Синтез
1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).
2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.
3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы.
4. Чтение предложений и связных текстов.
Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в аналитико-синтетической работе.
При использовании приемов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах.
Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изучения на данном уроке, может быть организовано такими способами, как:
1) выделение из предложения звука-слова («Слива и груша» – звук [и]);
2) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированного: ю-ла, я-ма;
3) прием звукоподражания (Как жужжит пчела? — ж-ж);
4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (сом, мак);
5) выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно «длительных» согласных [ш] [с] [ж] (Шура, Саша);
6) выделение глухих согласных в конце слов (кот, суп);
7) выделение звонких согласных в начале слона со стечением согласных (брат, грач).
Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому дети буду обучаться в последующих классах.
Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем).
Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения. В букваре и азбуке, а также учителем предлагаются следующие схемы.