пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Правление Алексея Михайловича.церковный раскол.соборное уложение 1649 г

Алексей Михайлович Романов, родившийся 19 марта 1629 г., вступил на престол в возрасте 16 лет, после смерти отца. Он был сторонником идей благочестия и морального совершенствования, ревностно соблюдал посты, а фактическое управление страной в начале его правления осуществлял воспитатель и опекун, боярин Морозов. Нужно сказать, что в окружении царя, прозванного Тишайшим, были люди не только знатные. Отдавалось должное и тем, кто был наделен способностями (Морозов, Ордин-Нащокин).
 Значение Боярской думы и Земских соборов постепенно свелось к нулю. Но набрала силу Ближняя дума, в которую входили только приближенные Алексея. Одним из наиболее заметных событий правления царя Алексея Михайловича Романова стал раскол церкви. В противостоянии с патриархом Никоном окончательно был закреплен приоритет царской власти над церковной.
Внешняя политика Алексея Михайловича ознаменовалась практически непрерывными войнами. Границы государства расширились за счет земель Дальнего Востока и Восточной Сибири. Внутренняя – массовыми социальными выступлениями. Это война Степана Разина, бунты (Медный и Соляной).
Биография Алексея Михайловича Романова сообщает о том, что царь был дважды женат и имел 16 детей. 13 – от первой жены Марии Милославской, 3 – от Натальи Нарышкиной. Впоследствии трое его сыновей занимали Российский престол.
Умер царь 11 февраля 1676 г., в 47 лет. Как полагают, одной из причин ранней смерти была излишняя полнота. Даже по мнению бояр, царь Алексей считался весьма тучным человеком.
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.
Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.
Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.
Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.
Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.
Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 года – единый свод законом Московской Руси, регулирующий все сферы жизни государства и граждан.
ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ СУ
Последний законодательный документ, принятый до создания Соборного уложения, относился к 1550 году (судебник Ивана Грозного) и без сомнения являлся устаревшим. С момента принятия последнего документа прошло немало лет, а, главное, изменений в государственном и экономическом строе – феодальная система претерпела некоторые изменения, были созданы новые государственные органы, приняты совершенно новые указы, которые иногда повторяли старые с некоторыми уточнениями, а иногда и вовсе противоречили им. Работать с устаревшим документом было невозможно, поэтому было принято создать новый.
Ситуация осложнялась еще и тем, что многочисленные законодательные акты и новые документы не хранились в одном месте, а были разбросаны по всей стране и принадлежали тем ведомствам, в которых были приняты – это приводило к тому, что судопроизводство в разных частях страны велось на основе разных законов, так как в более отдаленных губерниях просто не знали о приказах из Москвы.
В 1648 году, ко всему прочему, поднялся Соляной бунт. Рабочие, поднявшие восстание, требовали гражданских прав и создания нового нормативно-правового документа. Ситуация стала критической и откладывать больше было нельзя, поэтому был собран Земский собор, который целый год занимался разработкой нового законопроекта.
ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН
Как и раньше, огромное значение уложение имело для крестьян, так как вопросы феодальной собственности в нем описывались максимально полно. Уложение не давало крестьянам никаких свобод, более того, оно еще больше привязывало их к земле и к феодалу, тем самым закрепощая их окончательно. Теперь не было права выхода, а крестьянин со всей своей семье и всеми вещами полностью становился собственностью феодала, которую можно продать, купить или передать по наследству. Изменились и правила поиска беглых крестьян – теперь не было срока в десять лет, человека искали всю его жизнь. Фактически, крестьянин не мог уйти или убежать от феодала, и обязан был всю жизнь подчиняться своему хозяину.
ЗНАЧЕНИЕ СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ
Соборное уложение 1649 года наметило новые тенденции в развитии права и юриспруденции, закрепило новый государственный порядок и новые социальные нормы.
Уложение также стало прототипом современной систематизации и каталогизации нормативно-правовых документов, создав ограничение по отраслям права.
Соборное уложение действовало до 1832 года.


20.01.2015; 00:51
хиты: 51
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь