пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Этиологические факторы биологической природы при неврозах.

Генетика и неврозы

Применительно к больным неврозами в целом В. Н. Мясищев и Б. Д. Карвасарский и др. сообщают об отсутствии более высокой частоты заболеваемости эндогенными психозами сравнительно с общим населением. Однако существуют и противоположные данные: например, ряд авторов указывают, что у родственников больных с обсессивно-фобическим синдромом психозы встречаются чаще.

В большинстве работ отмечается, что заболеваемость неврозами у родственников 1 степени выше только для той же формы невроза. Указано на возможность искажения результатов вследствие «оптического обмана», т. е. большей склонности исследователей находить ту же форму невроза у родственников, что и у самого больного.

Данные о роли генетических факторов при неврозах в настоящее время трудны для интерпретации. В модели, предложенной Е. Slater, Y. Cowie (1971), генетический «вклад» в заболевание неврозом может осуществляться на двух уровнях. Во-первых, предрасполагая к развитию различных черт личности и независимо от этого; во-вторых, предрасполагая к избирательной непереносимости определенных стрессов с образованием специфичных симптомов.

Как отмечает в своем обзоре G. D. Miner (1973), при объединении данных 6 авторов, изучавших этот вопрос, конкордантность у монозиготных близнецов оказалась равной 52 % (141 пара) и в 2,3 раза превышала таковую у дизиготных близнецов (23%, 173 пары); полученные различия в высокой степени статистически достоверны.

Определенный интерес для генетики неврозов представляет ряд косвенных данных, полученных с помощью близнецового метода. При исследовании взрослых близнецов J. Shields (1962) использовал опросник, который включал шкалу нейротизма. Показатели нейротизма были ближе у монозиготных близнецов, чем у дизиготных. Различие между дизиготными близнецами было больше, чем между монозиготными, которые воспитывались вместе и раздельно. Это трудно объяснить только действием окружения; результаты могут свидетельствовать о роли в передаче нейротизма также и генетических факторов.

В работе I. I. Gottesmann (1962) в малой степени генетическими факторами определяются ипохондрические и психосоматические, а также истерические конверсионные и депрессивные реакции, в средней степени — фобические и компульсивные, в высокой степени — шизоидные и тревожные реакции.

Результаты J.P.Young и соавт. (1971) позволяют считать, что генетические факторы имеют значение в наследовании нейротизма, экстраверсии, тревожности и истерических особенностей личности.

Обобщив ряд работ, J. Shields (1973) утверждает, что полученные данные свидетельствуют о влиянии особой комбинации многих генетических факторов больного неврозом на форму его невроза гораздо в большей мере, чем на то, насколько серьезно он заболеет. Стрессы окружения являются, вероятно, главным, что способствует декомпенсации и развитию невроза, но какого типа невроз возникает — зависит от генотипа.

Конституция и неврозы.

В обзоре Ф. А. Вайндруха и К.Н.Назарова (1973) со ссылкой на старые и более новые источники сказано (и это является наиболее совпадающим выводом большинства авторов), что больные неврозами по сравнению с популяцией здоровых чаще характеризуются отклонениями от нормоспланхнического типа в сторону макроспланхнического и микроспланхнического. Однако в литературе существуют и данные, противоречащие подобным утверждениям. Так, Т. С. Истаманова (1958) отмечает, что при обследовании больных с невротическими нарушениями сердечной деятельности у подавляющего большинства из них установлена нормостеническая конституция (82%), в то время как крайние типы встречались значительно реже: астеническая конституция — у 11,1 % и гиперстеническая — у 6,9 % больных.

В работах И. Г. Беспалько и соавт. (1983, 1985), выполненных в нашей клинике, получены данные о более тесной связи конституционального соматотипа с затяжными формами неврозов, чем с невротическими реакциями, что может свидетельствовать о большей роли конституциональных особенностей больных в происхождении затяжных форм неврозов.

Обращало на себя внимание также преобладание среди мужчин, больных истерическим неврозом, лиц с относительно увеличенной длиной туловища, среди мужчин же с другими формами неврозов достоверно чаще встречались пациенты с относительно укороченной длиной туловища. У женщин с истерическим неврозом при наличии выраженных астенических проявлений отмечалась тенденция к эктоморфии по индексу Parnell.

Представляет интерес исследование А. П. Чуприкова, С.Е.Казаковой (1985), в котором представлены данные о соотношении между неврозами и таким аномальным вариантом функциональной асимметрии мозга, как леворукость. Оказалось, что среди детей и подростков, состоящих на учете в психоневрологическом диспансере, леворуких было 12±2,1 %, среди практически здоровых детей той же местности и того же возраста — 4,5±1,4 %. Авторы указывают, что недоучет этой латерально-аномальной конструкции психомоторики ребенка может привести к клинической манифестации психического дизонтогенеза в виде невроза; следовательно, леворукость должна учитываться как фактор риска невротических расстройств.

Беременность и роды.

По данным ряда авторов для детей и подростков, страдающих неврозами (особенно невротическими развитиями), характерно отягощение раннего анамнеза патологической беременностью матери и патологически протекающими родами.

Пол и возраст.

В большинстве работ сообщается о значительном преобладании среди больных неврозами лиц женского пола. Это различие в зависимости от формы невроза, характера обследуемых больных (амбулаторные, стационарные) колеблется в значительных пределах (от 2:1 до 12:1). Большую частоту неврозов у женщин обычно объясняют повышенной их эмоциональностью и тем, что женский организм в большей мере подвержен эндокринным влияниям.

Отдельные авторы [Гаккель Л. Б., 1960, и др.] заметной разницы в заболеваемости неврозами мужчин и женщин не отмечают.

Изучение болезненности и заболеваемости неврозами в зависимости от пола и возраста показало, что невротические расстройства у мужчин наблюдаются преимущественно в более молодом возрасте, а у женщин — в возрасте старше 30 лет. Он отмечает также, что неврозы у женщин протекают тяжелее. Невротические расстройства у женщин заканчиваются инвалидизацией чаще, чем у мужчин (на 30 %).

Наибольшее число пациентов заболели в возрасте 21—40 лет, т. е в периоде активного включения в жизнь и максимальной нагрузки. Возможно, манифестация неврозов в условиях современного крупного индустриального центра в целом начинается раньше, в частности, в связи с большим темпом и напряжением жизни.

Невротические проявления в детстве и неврозы у взрослых.

При всех различиях невротических состояний у детей и взрослых их клинические проявления во многом сходны. В связи с этим на протяжении длительного времени преобладало представление о том, что имеется тесная связь между неврозом в детском возрасте и в последующей жизни. Однако обращение к литературе показывает, что эти представления верны лишь частично.

Анализ литературы по данному вопросу показывает, что, хотя между неврозами в детском и взрослом возрасте имеется связь, однако, эта связь встречается у меньшинства больных. Часто дети, страдающие неврозами, с возрастом становятся вполне здоровыми, а большинство взрослых заболевают неврозами только в зрелом возрасте.

Перенесенные заболевания.

Большинство исследователей, основываясь на принципе единства психического и соматического, важную роль в этиологии неврозов придают приобретенной соматической диспозиции, являющейся результатом перенесенных заболеваний, в том числе инфекций, травм, интоксикаций и др., изменяющих реактивность нервной системы и способствующих невротическому срыву.

Хотя, как отмечает Н.В.Иванов (1975), при неврозах обычно и сохраняет свое значение закон силы раздражителя (чем более значима, чем сильнее психотравма, тем глубже возникшая клиническая картина реактивного состояния), именно соматический фактор может изменять эти соотношения, выступая как своеобразный сенсибилизатор к дальнейшему воздействию психотравмы, которая в этом случае может и не носить характера массивной или длительно действующей патогенной ситуации. Роль предшествующих, а также сопутствующих началу невроза соматических вредностей многими авторами рассматривается как особенно характерная для современных неврозов.

В качестве провоцирующего момента, облегчающего манифестацию невроза (чаще при наличии скрытой психогении), в настоящее время нередко выступает вегетативный или вегетативно-диэнцефальный криз, возникновению которого могут способствовать различные соматические факторы: латентные инфекции (например, хронический тонзиллит), алкоголизация, переутомление, перегревание и др., либо их сочетания.

В плане соотношения психогенного и соматического в этиологии неврозов большой интерес представляет вопрос о так называемых отставленных неврозах, следовых психогениях, при которых психотравмирующие моменты прошлого приобретают актуальное патогенное значение

для больного нередко спустя длительное время на фоне выраженной астении, обусловленной инфекциями, травмами, соматическими заболеваниями и органическими поражениями головного мозга.


05.02.2016; 13:58
хиты: 874
рейтинг:0
Общественные науки
психология
медицинская психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь