Смена формаций, феодализм, нет рабов. Окончательно сформировались этнические группы.
Процвет ДПИ, развитие фольклора. Формирование основных религий, каждая накладывает четкую печать на философию и сознание человека. Уничижение человеческого тела, духовность. Искусство Среденевековья — период истории искусства на Западе, длившийся около 1000 лет.
Средневековое искусство затронуло разные области и значительно повлияло на развитие скульптуры, иллюминированных рукописей, витражей, мозаик, на обработку металла и многие другие отрасли.
Средневековое искусство возникло из сплава художественного наследия Римской империи и иконографических традиций ранней христианской церкви. Эти элементы перемешались с «варварским» искусством Северной Европы.
Византия – центр культуры, подъем христианства, развитие художественной культуры. Константинополь стал вторым Римом.
Человек – личность, идеал. Формируются каноны.
храм Св. Софии в Константинополе (ныне Стамбул, Турция), выдающийся памятник византийской архитетктуры. Возведён в 532—37 гг. Центрическая трёхнефная базилика воплотила идею простёртого над людьми Божественного мироздания.
Возведённый в правление императора Юстиниана, в пору наивысшего могущества Византийской империи, храм стал не только культовым центром, но и местом проведения важных государственных
мероприятий. Купол диаметром 32 м перекрывает пространство храма на высоте ок. 40 м. Барабан в основании куполапрорезан множеством окон; тонкие перегородки между окнами «растворяются» в потоках солнечных лучей,создавая ощущение «светового кольца» под свободно парящим куполом, который, как говорили, словно«подвешен к небу на золотых цепях», подчёркивая безграничность Божественной Вселенной. Свет,стекающий сверху в пространство храма, символизировал схождение Божественной благодати. Куполопирается на четыре огромных столпа, стоящие по углам подкупольного квадрата. Распор (давление)купола гасится с помощью полукуполов, примыкающих к центральной окружности, а также через рядысводов в боковых нефах. Тяжёлые несущие опоры искусно скрыты: они зрительно сливаются с боковымистенами или являются частью ажурной колоннады аркад. Роскошное внутреннее убранство храма (цветноймрамор, мозаики) довершало образ «Рая на земле», столь поразивший русских послов, посетившихлитургию в Софии Константинопольской в 987 г., что, по преданию, стало одним из решающих доводов впользу Крещения Руси.
Захватившие Константинополь турки превратили храм Св. Софии в мечеть, исказив её первоначальныйоблик внутренними и наружными переделками.
Ныне в храме действует музей.