Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория «Я – концепции» стала связующим ин-тегративным принципом, понимает поведение на языке феноменального поля субъекта — субъективно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида, а не аналитические категории, созданные внешним наблюдателем. В целом, теория Я — концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
1. Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичная психологическая реальность индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективных восприятий в момент поведения.
2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является Я — концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.
3. Я — концепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
4. С формированием Я — концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.
5. Я — концепция относительно согласованна во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
6. Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием Я — концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я — концепцией используются различные защитные стратегии.
8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в поддержании и повышении ценности своей Я – концепции.
Таким образом, феноменологическое направление теории личности выдвигает идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.