Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:
- люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;
- сами символы являются продуктом социального взаимодействия (интеракции) между людьми;
- символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов.
Представители интеракционизма утверждают, что индивид создает свои объекты на основе тех значений, которые он им придает. С точки зрения Мида, люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что взаимодействуют с помощьюсимволов, важнейшие из которых представлены вязыке.Именно язык является первейшим и основным фактором человеческого взаимодействия,«все люди создаются в разговорах», — считают интеракционисты, если нет языкового общения, то нет и человека. При общении индивиды как бы обмениваются символами. Чтобы интеракция (общение) продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью принятия роли, т.е. поставить себя на место партнера. Само же общение есть обмен взаимопонятных символов с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.
Говоря о социологических теориях социального конфликта, следует остановиться на 3 основных, фундаментальных концепциях:
1) концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера;
2) конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;
3) общая теория конфликта Кеннета Боулдинг
1) Согласно концепции Л. Козера:
· социальный мир можно рассматривать как систему разнообразное взаимосвязанных частей;
· любой социальной системе, поскольку она состоит из разнообразное связанных частей, присущие дисбаланс, напряжение, столкновения интересов;
· процессы, происходящие в составных частях системы и между ними, при определенных условиях способствуют сохранению, изменению, росту или ослаблению интеграции, ее адаптивности;
· многие процессы, обычно считаются разрушительными для системы (например, насилие, споры, отклонения и конфликты), при определенных условиях можно рассматривать как средства, укрепляющие основы интеграции системы, повышают потенциал ее приспособляемости к среде.
2) Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа:
Р. Дарендорф в своем понимании социальной действительности исходит из того, что конфликтность наблюдается всегда и везде, она играет важную роль и ее нельзя лимитировать. Конфликты являются главными пружинами изменений в обществе. «Мы не сможем понять общество, если не представим его с точки зрения диалектики стабильности и изменения, интеграции и конфликта, функций и мотивов, согласия и принуждения», - отмечает Р. Дарендорф.
Дарендорф кладет в основу своей концепции, портрет социальной реальности с такими определяющими чертами:
· социальные системы находятся в постоянном состоянии конфликтности;
· конфликтующие интересы сосредотачиваются на оппозиционных полюсах и сказываются на социальной структуре;
· противоречивость интересов является следствием разделения властей, деления на властвующих и подвластных;
· существует тенденция к поляризации интересов;
· диалектичность конфликтности заключается в том, что решение одного конфликта создает почву для следующего, порождает новое противостояние;
· социальные изменения присущие любой системе, существует определенная цикличность конфликтных противостояний.