пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос 18 Философская система и диалектический метод Гегеля.

Философская система Гегеля.

Исходным пунктом идеалистической системы Гегеля является то развивающееся целое, принимаемое им как дух. По утверждению Гегеля, каждое отдельное природное и общественное явление можно понять лишь в связи с историей всех форм жизни, а не только из истории этого явления.

Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Этот разум (Дух) есть бесконечная мощь и неисчерпаемое богатство, исток всего сущего. Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истинное, вечное и, безусловно, могущественное начало и движущая сила всего существующего. В ходе саморазвития свободный по своей сути мировой разум последовательно проходит ряд ступеней, развиваясь от абстрактного («бедного», простого) к конкретному («богатому», сложному), состоянию. Исходной «клеточкой» абсолютной идеи является понятие как непосредственный источник всех конкретных вещей, их внутренний духовный стержень.

Диалектический метод Гегеля.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого мышления — заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Последняя (диалектика вещей) есть, по Гегелю, лишь отраженная, «отчужденная», «овнешненная» форма подлинной диалектики, присущей только «жизни понятия», или, иначе говоря, жизни Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении Бога. Но и сам Бог мыслится Гегелем при этом пантеистически — не как личный Бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе — через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. Это развертывание тоже подчинено необходимости. Только у Гегеля это не есть необходимость причинно-следственных связей, как она имеет место в природе и изучается естествознанием, а необходимость скорее телеологического свойства, ибо весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели — достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» все противоположности.


07.06.2015; 22:40
хиты: 130
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь