Платон (428-347 г.г. до н.э.) – крупный философ и общественный деятель, в то же время в его сочинениях рассматривались и экономические проблемы. Наиболее известна работа – «Политика или государство». Основные положения сводились к следующим:
- ключевая идея идеального общественного устройства – идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлены;
- справедливость - цельная добродетель, объединяющая мудрость, мужество и просветленное (аффектное) состояние и представляющая их равноправие;
- характеристики идеального государства – уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственная регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3)землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включились ни в одно из этих условий, они приравнивались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества.
Платон разработал программу выхода из кризиса рабовладельческого строя и его стабилизации:
- требовал возврата к натуральному хозяйству;
- ликвидации полисной демократии;
- ограничения прав свободного населения.
Наибольший вклад в развитии экономической мысли Древней Греции внес Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), он был учеником Платона, воспитателем А.Македонского.
Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу.
Центральное место в экономической концепции Аристотеля занимает проблема рабства, которое он рассматривал как явление естественное и оно всегда должно быть основой производства.
Основная работа – «Политика», ключевые положения которой следующие:
- обязательное наличие частной собственности;
- все виды деятельности разделены на две группы – экономию – изучение естественных явлений, связанных с производством потребительских стоимостей, в том числе и мелкая торговля, необходимая для удовлетворения потребностей людей; и хремастику – изучение противоестественных, с точки зрения Аристотеля, явлений, связанных с накоплением денег, крупная торговля. Им соответствует два вида богатства: как совокупность потребительных стоимостей и как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей.
Первый вид богатства – естественной, так оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями.
Второй – противоестественный, так как возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются:
- деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). По Аристотелю, деньги стадии «всеобщим средством обмена» в результате соглашения;
- человек не может жить вне общества и государства, поэтому государство превыше семьи и личности. Граждане должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Отметим, что с течением времени термин хремастика не прижился, а под экономикой стали понимать науку о богатстве, обмене и деньгах.