пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Социал-демократическое движение


Важным этапом в создании партии революционного действия стал выход газеты «Искра». В редакцию этой общерусской газеты входили: Ленин,  Плеханов, Мартов, Аксельрод, Потресов, Засулич. «Искра» сыграла важную роль в идейно-политическом и организационном оформлении социал-демократических комитетов и групп. Постепенно большинство местных социал-демократических организаций присоединялись к программе, организационному плану и тактике «Искры». Повороту социал-демократических комитетов на строну «Искры» содействовала, кроме всего прочего, публикация проектов программы РСДРП,  подготовленных членами редакции газеты. После дискуссий коллективный проект программы партии был одобрен и представлен Второму съезду РСДРП,  состоявшемуся в Брюсселе-Лондоне в июле-августе 1903 года. Искровская программа была принята съездом. Она состояла из двух частей программы-максимум и программы-минимум.В программе-максимум была сформулирована конечная цель социал-демократии - установление диктатуры пролетариата и построение социалистического общества.Программа-минимум предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики. В ней содержались такие требования: всеобщее, равное и прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний,  стачек и союзов. Важным являлось и положение о праве наций на самоопределение, право населения получать образование на родном языке,  право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях, введение родного языка наравне с государственным во всех учреждениях. Программа партии также содержала требования восьмичасового рабочего дня, государственного страхования рабочих на случай старости, полной или частичной потери к труду, запрещения сверхурочных работ. В целях устранения остатков крепостничества и в интересах свободного развития классовой борьбы программа выдвигала отмену выкупных и оброчных платежей, учреждение крестьянских комитетов для возвращения сельским обществам земель, отрезанных у крестьян при уничтожении крепостного права. Указанные требования, выражая интересы рабочих, крестьян, широких мелкобуржуазных слоев народа многонациональной России, создавали хорошую основу для их сплочения в борьбе за революционно-демократическое преобразование страны. Характерно, что программа отражала типичные как для российской, так и в значительной степени для международной социал-демократии представления об общественном прогрессе. Общественный прогресс понимался российской социал-демократией всецело как движение к социализму. Все, что способствовало этому, считалось прогрессивным и должно было поддерживаться партией. В соответствии с этим прогресс, например экономики, мыслился лишь на путях обязательной замены частной собственности общественной. Для аграрного сектора это означало, что мелкокрестьянское хозяйство обречено исторически и ему на смену должно обязательно прийти крупное коллективное, которому принадлежит будущее. В тесной связи с программой находились решения Второго съезда РСДРП по вопросам тактики: об отношении к либералам, о социалистах-революционерах, о демонстрациях, профессиональной борьбе, об отношении к учащейся молодежи и т.д. При выработке этих вопросов делегаты съезда исходили из положения: РСДРП поддерживает всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против самодержавного строя. В конце работы съезда состоялись выборы в центральные органы партии. После острой дискуссии была избрана редакция Центрального органа партии «Искры» (Плеханов, Ленин, Мартов). Однако Мартов отказался войти в ЦО. Вслед за редакцией ЦО был избран ЦК РСДРП в составе Кржижановского, Ленника и Носкова. Таким образом, съезд закрепил победу твердых искровцев. Отсюда пошло разделение российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Однако это не следует понимать, как глобальный раскол партии:  меньшевистская и большевистская партии существовали в рамках одной РСДРП, руководствуясь единой программой и уставом. Вплоть до 1917 года РСДРП являлась по форме единой партией, в которой взаимодействовали и функционировали две фракции, неоднократно распадавшиеся, в свою очередь, на ряд течений и групп. Между ними постоянно шли дискуссии о путях, методах и условиях борьбы за победу буржуазно-демократической революции и созданию условий для перехода России к социализму.  И в большевистской, и в меньшевистской фракциях РСДРП находились яркие личности, вошедшие в историю российского и международного рабочего движения. Видным идейным лидером меньшевизма был Мартов. Он принадлежал к тому же поколению социал-демократов, что и Ленин. В начале ХХ века в России, наряду с социал-демократией, в активную политическую деятельность вступила и другая сила - социалисты-революционеры (эсеры), которые являлись главной партией крестьянской демократии. Она создавалась в конце 1901 - начале 1902 года в результате слияния нескольких неонароднических организаций. Название партии «социал-революционеры» не было случайным. Оно происходило от того, что эсеры ставили своей задачей преобразование общества на социалистических началах.  Становление партии социалистов-революционеров (ПСР) так же, как и РСДРП, было длительным и сложным процессом. Ее образование происходило на основе слияния ряда российских региональных и эмигрантских народнических организаций, сформировавшихся еще в 90-е гг. прошлого века. Эти партии,  союзы, лиги были носителями разных тенденций в народничестве. Одни из них оставались верны народовольческим традициям террора. Другие – возлагали надежды на создание массовой партии «революционного социализма» и смотрели на террор, как лишь на дополнительное средство борьбы с самодержавием, а некоторые даже были готовы от него отказаться. Но вне зависимости от тактических взглядов их всех объединяло стремление к обновлению народнической идеологии в условиях новой исторической ситуации, когда капотношения утвердились в России.  Газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник революции» играли для ПСР такую же роль, как издание «Искры» для РСДРП. Весьма показательно, что эти издания вышли в свет почти одновременно. И вместе, в конце 1905 года, прекратили свое существование. Именно в «Революционной России» в 1904 году был опубликован проект программы ПСР. Автором проекта был В.М.Чернов,  выдвинувшийся в конце ХIХ века в качестве наиболее крупного теоретика неонародничества. На рубеже веков эсеры не могли отрицать, как это делали их народнические предшественники, самого факта победы капитализма в России. Но распространение капитализма в стране объяснялось ими во многом его искусственным насаждением правительством. В начале ХХ века у эсеров еще теплилась надежда на устойчивость мелкого крестьянского хозяйства, которое,  как они полагали, не втянется в капиталистические отношения и сможет стать основой для перехода к социализму. Не желая признавать усилившийся процесс имущественного расслоения крестьянства, эсеры объясняли это больше влиянием царской политики, нежели результатами естественной капитализации деревни. Большинство крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство и не применяющих наемный труд, они зачисляли в категорию так называемого «трудового крестьянства». Поскольку источником дохода этой категории являлся их собственных труд, а не эксплуатация наемной силы, эсеры не причисляли их к мелкобуржуазным слоям. По мнению эсеров, между трудовым крестьянством и рабочими не существовало какой-либо разницы, поскольку источником их существования был собственный труд. Надвигающуюся революцию в России эсеры считали не буржуазной и не социалистической, а трудовой, поскольку она совершается трудящимися массами и направлена на осуществление коренных социальных преобразований. Ее главной задачей было «обобществление труда, собственности и хозяйства;  уничтожение вместе с частной собственностью самого деления общества на классы». В программе эсеров формулировались задачи как социалистического,  так и демократического этапов революции. К первым относилось главное требование - экспроприация капиталистической собственности и организация производства и всей общественной жизни страны на социалистических началах. А это предполагает «полную победу рабочего класса, организованного в социально-революционную партию, и в случае надобности установление его временной революционной диктатуры». Следует отметить широкую программу демократических преобразований, выдвигаемых эсерами. Ее основные положения были весьма близки к требованиям РСДРП. К ним относились, свобода совести,  слова, печати, собраний и союзов, свобода передвижения, неприкосновенность личности и жилища. На основе всеобщего и равного избирательного права для всех граждан предполагалось образование выборных органов демократической республики с автономией областей и общин, широкое применение федеративных отношений между национальностями, введение родного языка во всех местных,  общественных и государственных учреждениях.В целях охраны духовных и физических сил рабочего класса и создания благоприятных условий для его борьбы за социализм ПСР, как и РСДРП,  выдвигала требования 8-часового рабочего дня, введение государственного страхования, а также установления минимальной заработной платы.  В соответствии со своими взглядами на задачи революции в деревне,  эсеры выступали за социализацию земли, т.е. изъятие ее из частной собственности и из сферы купли и продажи, и передачу в общенародное достояние, прежде всего в руки сельских общин, а также местных органов самоуправления. Устанавливалось уравнительно-трудовое право пользования земли. Никто не мог требовать земли больше, чем был в состоянии обработать ее сам или трудом членов своей семьи. В организационном отношении эсеры учитывали опыт партии II Интернационала, куда они входили наряду с РСДРП. Членом партии социалистов-революционеров считался всякий, кто признавал ее программу, подчинялся ее постановлениям и участвовал в работе одной из ее парторганизаций. В отличие от территориально-производственного принципа построения РСДРП эсеры провозглашали только территориальный. Они имели два руководящих органа – ЦК и Совет партии. ЦК осуществлял идейную и практическую деятельность партии. В Совет партии входили 5 членов ЦК и представители всех областных организаций, а также Московской и Петербургской организаций. Совет партии созывался Центральным комитетом, его решения были обязательными для партии, их мог отменить только съезд. На особом положении в партии находилась Боевая организация эсеров, созданная в конце 1901 года. Она была строго законспирирована. Члены Боевой организации не принимали участия в региональных комитетах партии, равно как и последние не участвовали в деятельности Боевой группы. Ее отношения с ЦК партии строились через особо уполномоченного и отличались большой самостоятельностью. С 1903 года Боевую организацию возглавил Евно Азеф, являвшийся осведомителем царской охранки.Накануне первой российской революции эсеры не имели еще утвержденной общепартийной программы, не было и выдержанной тактической линии, шел непростой поиск организационных форм партийной организации. Но острых расколов внутри партии не было.  В РСДРП же после Второго съезда разгорелась острая внутрипартийная борьба. Уже в сентябре 1903 года меньшевики создали свой организационный центр. На стороне меньшевиков оказалась и «Заграничная лига русской революционной социал-демократии2 (1901-1905), а затем и газета «Искра» (с № 53). Большевики в свою очередь поставили вопрос о создании новых партийных центров. Осенью 1904 года был создан большевистский организационный центр в России - Бюро комитетов большинства (БКБ). А с декабря 1904 года начал выходить печатный орган большевиков - газета «Вперед». Разногласия между большевистской и меньшевистской фракциями усиливались. Фракции имели свои печатные органы, руководящие центры, разъездную агентуру. В центре разногласий находились первоначально организационные вопросы. Им была посвящена и брошюра Ленина «Шаг вперед, два шага назад». В ней меньшевики квалифицировались как наименее устойчивые теоретически, наименее выдержанные принципиально элементы партии. «Меньшинство образовалось именно из правого крыла партии», - заявлял Ленин. Большинство же, по его мнению,  составляло революционное направление РСДРП. Со своей стороны меньшевики усматривали в большевистских организационных принципах сектантство,  опасность крайнего централизма и подчинение партии «духовному ордену» в лице группы профессиональных революционеров. К организационным разногласиям между большевиками и меньшевиками постепенно добавлялись и различия по вопросам теории и политики революционного движения. Хотя накануне революции обе фракции и признавали неизбежность социалистической революции и диктатуры пролетариата, тем не менее, они по-разному интерпретировали тип и перспективы грядущей буржуазной революции, возможность ее развития, цели и задачи пролетариата, его линию по отношению к другим классам общества.

 


23.01.2015; 17:07
хиты: 148
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
этноистория
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь