1)Факту́ра (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. В живописи существует много различных типов фактур.
Также под фактурой понимают декоративно-прикладные характеристики поверхности различных материалов с тактильно-визуальной точки зрения, например, «фактура дерева».
2)ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Фронтальная (фронтально-плоскостная) композиция рассчитана на видимость с одной стороны и воспринимается со статичных точек зрения. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, фасады зданий, решение отдельных стен. Характерным для фронтальной композиции является расположение всех ее элементов и частей по отношению к зрителю, главным образом, в двух фронтальных координатах — ширине и высоте. Глубинная координата во фронтальных композициях развита слабо или имеет подчиненное значение.
При решении фронтальной композиции главной задачей становится выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные:
- соотношение ширины и высоты;
- форма в плане;
- силуэт;
- наклон относительно вертикали;
- оконные проемы.
Выявление фронтальной поверхности осуществляется с помощью различных средств выразительности:
- членениями (горизонтальными, вертикальными, наклонными, выступающими, заглубленными элементами);
- сопоставлением кривых и прямолинейных поверхностей (закругленные углы, выступы эркера);
- фактурой и цветом.
С помощью этих средств выявляется форма и строится композиция поверхности. Выявление формы фронтальной поверхности подразумевает в первую очередь выявление ее геометрического характера — плоскостности или криволинейности, сочетания того и другого.
Простейшим видом фронтальной композиции является стоящий вертикально прямоугольник. Сужение прямоугольника кверху создает впечатление наклона от зрителя, а сужение книзу — наклона вперед.
Такое же влияние на восприятие прямоугольника оказывает членение. При увеличении частоты членений (горизонтальных или вертикальных) в одну сторону будет казаться, что плоскость загибается. При криволинейных членениях плоскость будет зрительно деформироваться.
Если членение плоскости вызвано конструктивными или функциональными требованиями, то восстановить фронтальность можно, применив дополнительное членение, но в другом направлении (например, ввести вертикальные пилястры при нарушении поверхности горизонтальными линиями цоколя, сандриков, карнизов.
Композиционное единство поверхности выявляется 2-мя основными методами:
- заполнение заданной поверхности равномерными членениями (например, клеткой, имитирующей кладку стены из камней или блоков — руст, применение облицовочного кирпича);
- членение плоскости на неравные участки с установлением соподчинения между ними (дверные и оконные проемы, выступы и повороты).
Следует заметить, что членение поверхности только в одном направлении нежелательно. Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность с боков, а вертикальные — обращают внимание на верх и низ плоскости.
При появлении в плоскости отдельных замкнутых форм (окон, дверей) важно выявить основные членения:
- поверхности и проемов;
- соподчинения по высоте и ширине между размерами всей плоскости и отдельных форм.