пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Отношение к жизни, смерти и бессмертию в духовном опыте человечества.

Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может
делать ее предметом размышления. В связи с этим встает вопрос о смысле и цели
жизни. Размышления над этим вопросом для многих людей оказываются исходным
пунктом в выработке того, что принято называть “основной” линией жизни,
подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях - будь то
общество в целом или трудовой коллектив, или семья, или близкие друзья.
Осознавая, что не вечен, человек начинает вырабатывать собственное отношение
к жизни и смерти. И вполне понятно, что эта тема важнейшая для каждого
человека занимает в важнейшее место во всей культуре человечества. Поисками
ответа на этот вопрос занималась и занимается мифология и различные, и
религиозные учения, и искусство, и различные направления философии.
Философский материализм отрицает возможность личного физического бессмертия.
Это еще более драматизирует вопрос о смысле человеческой жизни, поскольку
человеку не остается никакой надежды на потустороннюю жизнь, на воздаяние за
его поступки. Марксизм исходит прежде всего из собственной ценности и
самоцельности человеческой жизни, которая предстает в ней не случайной и не
бессмысленной, поскольку индивид, личность рассматривается не только сам по
себе, но и как часть целого - человеческого общества. Маркс отмечал, что
“индивид есть общественное существо”. Поэтому всякое проявление его жизни
является проявление и утверждение общественной жизни. Человек не
удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, “самая жизнь оказывается
лишь средством к жизни”. Такая неудовлетворенность, нереализованность
содержит в себе побудительные причины творческой деятельности. Именно
поэтому, признание, назначение, задача всякого человека - всесторонне
развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс
общества, его культуры. В этом, согласно марксизму, и заключается смысл жизни
отдельной личности. Осознание человеком неизбежности своей смерти, скорбь по
умирающему содержит в себе трагические мотивы. Но этот трагизм в какой-то
степени смягчается (но не снимается) тем, что отдельный человек, будучи
представителем человеческого рода, остается жить в роде посредством продуктов
своего творчества. Если человек сознает, что его жизнь была прожита не
бесцельно, что он оставил после себя добрые дела нужные и полезные, то он не
чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым и проблема личной смерти не
выдвигается на передний план. В настоящее время многие ученые ставят вопрос о
том, чтобы биология, наука о жизни, была бы дополнена новыми представлениями
о биологии смерти. Здесь возникает множество нравственно-гуманистических
дилемм, воззрений. С особой остротой обсуждается, например, “право на смерть”
в дискуссиях, где сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с
одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с
другой - ее полную подчиненность общественным и государственным интересам. В
современных дискуссиях о праве на смерть имеют в виду не самоубийство, как
действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве
пассивного объекта, которому искусственно замедляют наступление смерти. И не
случайно проблемы эвтаназии и продления жизни искусственными средствами
становятся центральными в дискуссиях. Современные философы, юристы, врачи,
теологи стремятся разрешить два фундаментальных вопроса: может ли эвтаназия
вообще иметь моральное обоснование и если да, то при каких условиях она
должна быть узаконена? В этом случае возникает множество проблем связанных с
индивидуальной свободой личности с одной стороны, и возможностями
злоупотреблений, с другой. Таким образом, сегодня философские размышления о
жизни оказываются необходимыми для решения конкретных проблем, возникающих в
связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения. Научный гуманизм
также имеет для человека морально-нравственную опору перед лицом смерти,
включая и то, что относится к культуре умирания. Реальный философский
гуманизм дает идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее
индивидуальных и общечеловеческих параметрах. Лишь в бессмертии разума и
гуманности человека - бессмертие человека. Вопрос о смысле человеческой жизни
имеет и другую сторону, относящуюся к реальной природно-биологической
бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности
других форм жизни разума других внеземных цивилизаций в бесконечной
вселенной.

15.06.2015; 22:19
хиты: 123
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь