пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Свобода как философская категория.

30. Свобода(С), как философская категория.одно из самых сложных, универсальных и всеобщих понятий культуры; в самом общем виде – высшая духовная ценность, наличие которой дает возможность Ч или социальной группе действовать на основе своих собственных интересов, желаний и потребностей, исключительно по своей воле, без принуждения извне. Наличие С, способность и желание деятельности исходя из свободы являются показателями развития духовности Ч и критерием культуры, показателем уровня их исторического развития. Проявление С неоднозначно, она имеет ряд градаций: внутренняя и внешняя свобода, свобода как познанная необходимость, С "от" и С "для", С воли, С творчества, социальная и политическая С, С выбора, нравственная С и т.д. В истории Ф, начиная с античности, существовало множество концепций С: концепция стоиков, религиозная концепция С, концепции Канта и Фихте, материалистическая позиция (в том числе – марксистская), экзистенциалистское и персоналистическое понимание С и ряд других. Главное в концепции С – это понимание внутренней С. Источником внутренней С является С ВОЛИ – психический и духовный акт, выражающий способность Ч к самоопределению, к выбору соответствующей деятельности из ряда возможностей, а также: способность принятия самостоятельного решения и понимание ответственности за него. Основополагающим элементом и конкретным выражением внутренней С выступает НРАВСТВЕННАЯ С. Она является результатом не просто свободы воли, а ДОБРОЙ ВОЛИ, то есть воли, направленной на нравственный выбор, на поступки. Здесь С вступает в мир нравственности, морали, в мир добра и зла.Реализация нравств. С возможна только на основе высочайшего уровня развития морального сознания и культуры Ч, личностной самодостаточности и зрелости, наличия духовных устремлений, понимания своей неразрывной связи с другими людьми, с миром в целом. С следует отличать от произвола, субъективного волюнтаризма и прочих абсолютизаций, так как даже самые радикальные теоретики С (например, Ф.Ницше) считали, что С одного может простираться только до тех границ, пока она коренным образом не затрагивает интересы других. Так как Ч действует среди себе подобных, то абсолютной С нет и не может быть, она всегда относительна.
   
 
 
Ч - это человек

15.06.2015; 23:04
хиты: 97
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь