1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:
-усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
-укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
-отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
-повышение уровня образованности в Европе в целом;
-научно-технические открытия (огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии).
Главная особенность философии Возрождения - теперь оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют мыслителей
Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек прежде всего природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — так называемая «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Постепенно все проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.), что произойдет в самом конце эпохи.
Характерные черты и особенности философии эпохи Возрождения следующие
-гуманизм –преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
-оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);
-перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
-принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, вращения Земли вокруг Солнца, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
-большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
-широкое распространение идеи социального равенства.
Основные направления философии эпохи Возрождения.
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
гуманистическое (представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, и др.) – в центр внимания ставило чел-ка, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
неоплатоническое представители которого – Николай Кузанский, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское - Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
реформационное представители Мартин Лютер, Томас Монцер, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое (Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.