- обычаи (которые они бережно хранили);
- позже – правила, установленные царской властью.
Как уже говорилось, письменности у них не было, следовательно, не было и письменных законов, Геродот писал, что скифы вся чески защищали свои обычаи и избегали чужих. За нарушение обычая могли строго наказать, невзирая на социальное положение.
Долгое время обычай был сильнее и социального положения, и кровного родства.
Нормы права защищали частную собственность скифов на скот, повозки с передвижными жилищами, рабов, личные вещи. Раскопки погребений свидетельствуют, что особо пенной собственностью считалось оружие, украшения и орудия труда.
Воина хоронили только с оружием, на приобретение которого скифы никогда не скупились. Они предпочитали: стрелы – с бронзовыми наконечниками, копья и дротики – с железными; короткие мечи – акинаки – с золотыми обкладками ножен, а колчаны или гориты – обложенные золотыми пластинами. (Колчаны, шлемы, штаны и обувь скифы изготавливали из 16 видов кож). Благодаря обычаю скифов зарывать все ценное в землю, многие веши сохранились в первозданном виде и не были переплавлены потомками "как устаревшие".
Собственность на землю принадлежала царю, который устанавливал порядок пользования пастбищами и территориями, регулировало договорные отношения мены, дарения, купли-продажи. При отсутствии письменности, ритуал при заключении договора имел важнейшее значение.
Геродот описал ритуал, по которому договор скреплялся клятвой: в большую глиняную чашу наливали вино и смешивали его с кровью участников договора (делали укол шилом или маленький надрез ножом), туда же окунали личное оружие – меч, стрелы (самое святое для них). Произносили заклинание, а потом выпивали из чаши сначала участники договора, потом – самые уважаемые из присутствующих» которые выступали в качестве свидетелей. Относились к договорам очень серьезно.
Нормы скифского права регламентировали выплату дани. На практике отказ от выплаты дани или невыполнение договора могли привести к военным действиям, которые сопровождались грабежами и кражами скота и имущества, захватом пленных с последующей продажей их в рабство.
Брачно-семейное право строилось на принципах патриархата. Мужчина был главным в семье. Счет родства велся по мужской линии. Существовало многоженство. Старшая жена занимала привилегированное положение и присматривала за младшими. Так как скифы были воинами и часто погибали, после смерти мужа "вдовы и имущество" переходили в наследство к старшему мужчине в семье умершего (отцу, брату, сыну и т.д.).
В наследственном праве господствовал минорат, т.е. переход отцовского хозяйства в руки младшего сына. Старшие сыновья, в случае женитьбы, получали часть имущества и право на выход из семьи еще при жизни отца.
Наиболее опасными преступлениями считались:
- нарушение обычая;
- преступления против царской власти: покушение на жизнь царя путем колдовства (наказуемым было не только совершение преступления, но и покушение); в качестве самостоятельного преступления выделялась "лживая клятва богам царского огня", что по понятиям скифов могло вызвать болезнь царя и каралось смертной казнью;
- неподчинение царскому приказу.
Тяжкими преступлениями считались также убийство, оскорбление действием, оговор невиновного, прелюбодеяние; преступления против собственности (такие как кража и грабеж).
К числу наиболее распространенных видов наказаний относились смертная казнь, членовредительство (отсечение правой руки, переломы ног и рук), остракизм. Долгое время су шествовал а кровная месть.
Из голов злейших врагов скифы делали чаши. Отпиливая череп от бровей, обтягивали его сыромятной кожей вола, богатый покрывал изнутри позолотой. Так же они поступали с черепами своих родственников в случае ссоры, если один перед судом царя одержал верх. Когда приходили уважаемые гости, хозяин выставлял эти черепа и напоминал, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у них считался доблестным.
Дела о преступлениях, не затрагивающих основы царской власти и интересов государства, рассматривались состязательным порядком.
В основу права городов Северного Причерноморья была положена правовая система афинской рабовладельческой демократии. Право Боспорского царства претерпело римское влияние, так как входило в состав Римской империи, однако о нем известно мало. Вместе с тем, нельзя сказать, что это было чисто греческое или римское право, обычаи и традиции местных племен оказывали свое влияние и вносили коррективы.
Источниками права были:
- законы народного собрания;
- декреты советов городов;
- распоряжения магистратур;
- местные обычаи.
С появлением государства общество стало более сложной системой, возникла необходимость регулировать прибавочный продукт, частную собственность, классовые, этнические и религиозные противоречия. Появились новые задачи: обеспечить функционирование этой более сложной системы, не разрушив при этом глубинные табуированные начала.
Именно попытки закрепить и сделать незыблемой собственность (а следовательно, и стабильные предпосылки для ее саморазвития) стали исходными источниками многих важных норм общественного регулирования.
Нормы права защищали государственную и частную собственность на землю, скот, движимое имущество, рабов. Крупнейшими собственниками были правители. Известно, что земля в Боспоре считалась государственной собственностью, распоряжаться ей мог только царь. Земли принадлежали и храмам.
Самыми тяжкими считались преступления против государства.
- В полисах: измена городу; попытки государственных переворотов с целью уничтожения демократии; разглашение государственной тайны; отношения с политическими эмигрантами.
- В Боспоре: восстания против царской власти; заговоры против жизни царя; государственная измена.
Рассмотрение дел по этим преступлениям начиналось по доносу и влекло за собой смертную казнь с конфискацией имущества осужденного.
Распространены были преступления против собственности.
Наказания были различны для рабов (карались более сурово) и свободных. Преобладали: смертная казнь, штрафы, конфискация имущества.
Суд существовал в каждом городе. Предпринимались попытки отделить суд от администрации. Суды гелиастов (присяжных) существовали в Афинах и некоторых полисах Северного Причерноморья.
Таким образом, с возникновением частной собственности кровнородственные отношения постепенно утрачивали свое прежнее значение. На первое место выступило положение того или иного рода о системе государства. Ценностные акценты сместились:
- с равенства на статус;
- с общины на союзы племен и государство.