пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2.Развитие психики человека и животных. Развитие высших психических функций.

      С незапамятных времён человек замечал различия в строении и поведении животных, умел отличать  их  от  себе  подобных  существ.  Он  заметил,  что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне,  так и по их поведению. Вероятно, основываясь на  этом  учёными  до  середины  17 века  полностью  отрицалась  общность  человека  и  животного.  С  развитием медицины  и  анатомии  в  18  веке  общность  анатомического  строения  была признана. Общность психики же отрицали до 19 века. В  чём  же  дело?  Прежде всего, какова история развития психики человека и животного.

      Психика -  свойство  высокоорганизованной  материи  мозга  субъективно

отражать действительность.

      Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития  и

законы, по которым это  развитие  происходило.  Развитие  было  долгим,  оно приошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до  высших совершенных. Существуют 2 истории развития психики:

      1) филогинез - историческое развитие (охватыет весь  процесс  эвалюции

вида, более глобальная);

      2) онтогинез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная

и короткая для определённой особи);

      Рассмотрим исторические ступени развития психики. Психика  развивается по   биологическим    законам,    т.е.    развитие    идёт    по    ступеням усовершенствования.

      Элементарная сенсорная психика.  Этот  первый  этап  развития  психики

представил русский психолог А.Н.Леонтьев. Как представляется мир для  нас  с вами? Мы его видим как совокупность различных предметов и их отношений  друг к  другу.   А   животные,   обладающие   элементарной   сенсорной   психикой представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и  элементов,   от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей.

      На низшем этапе  эволюции  такому  уровню  отражения  действительности сетевидная  (как  у  кишечнополостных)  нервная  система,  а  на  высшем   - ганглиозная (узловая,  как  у  насекомых).  В  качестве  примера  рассмотрим поведение  паука.  На  первый  взгляд  оно  кажется  наблюдателю   настолько осмысленным и совершенным (паук плетёт паутину, терпеливо поджидает  жертву, опутывает  её  и  затем  съедает),  что  приходится  лишь  восхищается   его способностям. Но эту точку  зрения  легко  опровергнуть.  Бросим  в  паутину маленький   камушек.   Паук,   почувствовав   вибрацию   сети,    немедленно отправляется к «жертве», опутывает её паутиной и пытается съесть. Этот  опыт можно продолжать до бесконечности - пока камушки или  что-то  иное  вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать «жертву» и  пытаться  с  ней

расправиться. Мы наблюдаем абсолютно  бессмысленное  поведение  паука.  Т.е. психика  паука  работает  по  элементарной  схеме:  в  ответ  на  конкретный раздражитель  непосредственно   следует   конкретная   реакция,   специально «запрограммированная» для ответа на этот раздражитель. Здесь мы  имеем  дело с инстинктивным поведением, которое зародилось  на  этом  этапе  развития  и является для него основным.

      Перцептивная (воспринимающая) психика. На этой стадии  животные  видят мир в форме образов целостных вещей и их  соотношений  друг  к  другу.  Этот уровень развития требует достаточного развития центральной нервной  системы.

Наряду с инстинктами, основную роль  начинают  играть  определённые  навыки, усвоенные в  период  жизни  особи.  На  высших  этапах  развития  можно  уже говорить о простейшем интеллекте.

      Инстинкты. На данном и предыдущем этапах они играют определяющую  роль в поведении животного. Какими бы сложными  не  казались  нам  инстинкты,  их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они талько  тогда, когда соблюдены в определённом порядке  все  внешние  условия.  Животные  не могут  рассмотреть  и  среагировать  на  целостную  ситуацию,  они  способны произвести элементарный анализ отдельных  её  элементов.  В  зависимости  от результата активизируются инстинкты.

      Инстинкт - автоматическое  поведение,  целесообразное  в  определённых

условиях.

      Навыки. Известно, что инстинкты  основаны  на  безусловных  рефлексах.

Навыки же основываются  на  приобретенных,  условных  рефлексах.  Окружающая среда постоянно подбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для  их решения  нужно  добавить  к  «встроенным»   в  психику  «программам»  новые, выученные, основанные  на  собственном  жизненном  опыте.  Навыки  позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может  более  или менее успешно реагировать. Но  и  навыки  не  лишены  недостатков.  Животные приобретают их слишком медленно,  за  это  время  ситуация  может  изменятся многократно и животным придётся переучиваться. А если такой  возможности  не представится - смерть.

      Интеллект.  Как  выглядит  интеллектуальное  поведение  обезьян  очень

наглядно описал немецкий учёный В.Келер. Опыты, проведённые им  неоднократно повторялись,  уточнялись  и  совершенствовались,   поэтому   их   результаты достаточно точны и серьёзных сомнений не вызывают.

      Итак, на потолке клетки с шимпанзе подвешен банан  так,  что  шимпанзе

не может никак дотянуться или допрыгнуть  до  банана.  Она  довольно  быстро прекращает  бесплодные  попытки  и  пытается  найти  другой  способ  решения поставленной задачи. В клетке имеется ящик. Подумав,  обезьяна  переставляет ящик под банан, взбирается на него и с  лёгкостью  достаёт  пищу.  Проведено большое количество подобных опытов, во всех случаях мы наблюдаем одну  и  ту же концепцию рассудочного поведения:

1) отсутствие длительных безрезультатных действий;

2) после обнаружения верного  решения  вся  операция  проходит           как

единый целостный акт;

3) найденное решение потом всегда применяется в аналогичных случаях;

4) животные действуют подобным образом не только на экспериментах,  но  и  в их естественных условиях;

      Леонтьев назвал такую деятельность двухвазной:  сначала  идёт  процесс

подготовления  (1  фаза),  затем  процесс  осуществления  (2   фаза).   Этим

подтверждается вывод  Леонтьева  и  Фабрина  о  том,  что  уровень  развития психики можно  определять  по  уровню  развития  органов  манипулирования  с предметами.  Естественно,  что  шимпанзе   с   более   развитыми   передними конечностями гораздо быстрее додумается применить предмет для  осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь.

      Главные отличия даже  самых  сообразительных  обезьян  от  первобытных людей состоит в следующем:

1) животные используют орудия, случайно попавшиеся на глаза;

2) они не предвидят и не планируют их использование в будущем;

3) использованное в данной сутуации орудие теряет всякое  значение  в  любой другой ситуации;

4) животные не сохраняют использованных орудий, они лишь накапливают  навыки пользования ими;

      Итак, остановимся на этом  при  анализе  развития  психики  животного.

Можно сделать вывод, что даже самая наисообразительнейшая  обезьяна  никогда (во всяком случае в обозримом будущем) не  смастерит  себе  ножа,  не  будет

носить его с собой и не построит  дом.  Т.е.  ни  одна  обезьяна  не  станет

человеком и из-за несовершенства  развития  нервной  системы  и  психики  не

приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это,  с  моей

точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвина  о  происхождении  человека

от обезьяны. Но, вернёмся к развитию психики человека.

      Хотя  возникновение  человеческой  психики  является  частью  развития

животного  мира,  психика  человека  существенно   отличается   от   психики

животного.  Ведущую  роль  в  развитии  человеческой   психики   играют   не

биологические, а социально-общественные закономерности. Здесь мы  подошли  к

самому   важному   вопросу:   как   возникла    высшая    форма    отражения

действительности - селовеческое сознание.

      Сознание - высшая интегрирующая форма психики, результат  исторических

условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде.

      Важнейшим условием появления  человека  разумного  был  стадный  образ

жизни. Это и дало точлок к  развитию  сознания  и  мышления  -  высших  форм

понимания,  осмысления   и   отражения   действительности.   В   первобытном

человеческом стаде человек получил возможность трудиться и общаться  с  себе

подобными. Это дало  возможность  передать  однажды  преобретённый  опыт  от

одной  особи  к  другой,  в  то  время  как  ни  одно  животное  не  обучает

целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. У  животных

из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки же  приходилось

приобретать самим. В человеческом стаде потомки  усваивали  навыки  предков,

таким образом они смогли развиваться всё быстрее и быстрее, и  вместе  с  их

развитием  развивался  их  интеллект,  мышление,  сознание.   В   частности,

развитию мышления способствовало развитие  в  результате  постоянного  труда

членораздельной речи.

      Появление и совершенствование труда  повлекло  и  другие  изменения  в

человеческой психики: для  успешного  труда  человек  должен  поставит  себе

цель, представлять конечный результат.  Так  развиваются  воля,  обостряется

память. В процессе труда человек работает  какими-то  частями  своего  тела,

конечностями - развивается точная координация двидений, внимание, зоркость.

      Таким образом,  в  результате  непрерывного  и  долговременного  труда

выковывались все без исключения стороны психики человека. Все  перечисленные

процессы   стали   контролироваться   сознанием,   стали   сознательными   и

управляемыми.

      Итак, именно труд создал человека, выделил его  из  животного  мира  и

возвысил над животным царством.

Развитие высших психических функций. Понятие интериоризации

 

Вопрос о природе человеческой психики решался на протяжении веков далеко не однозначно и продолжает остро дискутироваться и по сей день. Крайние точки зрения:

·         человек биологическое существо;

·         человек социален и духовен.

Одна из концепций принадлежит Л.С. Выготскому (конец 20-х – начало 30-х гг.) – культурно-историческая теория психики человека. В одном из положений сказано, что в процессе овладения природой он научился также овладевать своей психикой. Появились произвольные формы Деятельности, особый вид психических функций, названных им «высшими психическими функциями», кот. полностью отсутствуют у животных.

По Выготскому есть:

·         низшие или натуральные (низший этаж в структуре Деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная, моторная, мнемическая), они есть и у животных;

·         высшие – произвольные формы.

Эти функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Высшие психические функции (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление и др.) формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им, т.е. они имеют социальную природу.

Высшие психические функции:

·         произвольные по протеканию (по свойствам);

·         опосредованные по строению;

·         соцальны по происхождению.

Для объяснения этого понятия необходимо сравнить культурно-историческое развитие человека и онтогенез, развитие ребенка, как считает Выготский, эти два процесса имеют принципиальное сходство. В начале процесс развития интерпсихический (межличностный), затем эти отношения превратились в отношения с самим собой – интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации (понятие интериоризации было введено французскими психологами Пиаже и Жане). В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, жребий, узелки и т.д. – искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает своим поведением) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.).

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л.С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. На втором этапе ребенок обнаруживает, что Деятельность имеет сигнальное значение для окружающих. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя, ребенок интериоризует эти сигналы, с помощью этих сигналов начинает управлять самим собой.

Ввел Выготский, развил Лурия.

Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия.

Выготский: «Мышление и речь». Внешняя, практическая активность: движение - действие - схема действия (образ) = умственное действие – ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход внешнего действия в умственное. Интериоризация – процесс формирован


хиты: 112
рейтинг:+1
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь