В первом половине XIX в. Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы.
Благодаря этому наладился культурный обмен между Россией и Европой. В первой половине XIX в. он впервые приобрел двусторонний характер. О месте России в мировой истории оформились два противоположных течения русской социально-философской мысли: славянофильство и западничество. Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы?
1. Философия славянофилов
Славянофильство как идейное течение оформилось в первой половине 40-х годов ХIX в. В её ряды входили Хомяков, Киреевский, Аксаков. Представители данного философского направления выступали с обоснованием самобытного пути развития России. Они исходили из того, что у России свой особый путь, определяемый ее историей, положением в мире. Тремя основами особого исторического пути России славянофилы считали православие, самодержавие и народность. Славянофилы видели образ русского народа освобожденным от искажений, которые они приписывали западному рационализму и государственному абсолютизму.
2. Философия западников Западники, в ряды которых входили А. И. Герцен, Т. И. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н.Чичерин и другие, также как и славянофилы, понимали различия России и Европы, но стремились к совершенствованию русского быта, культуры, законов на основе использования западноевропейского опыта. Они резко критиковали российскую действительность, основы социальной и духовной жизни. Главную задачу они видели в просвещении народа, в развитии демократических начал, в большей социальной и политической свободе личности. Западники критиковали российское самодержавие, считая его формой восточной монархии. Западники решающее значение придавали разуму, а не вере. Идеал личности, по западничеству – это независимый человек, свободный от принижающей его нерассуждающей преданности кому бы то ни было, индивидуалист. Главное в человеке – цивилизованность, противостояние всему дикому, хаотичному.