пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

24. Пантеистическая(бог и мир) натурфилософия эпохи Возрождения: Н.Кузанский, Дж.Бруно

 Одним из   характерных   представителей    ренессансной философии  был  Николай  Кузанский  (1401-1464).  Николай Кузанский,  как  и  большинство  философов  его времени,  ориентировался  на традицию неоплатонизма.  Из утверждения,  что единое не имеет противоположности, Кузанский делает  вывод,  что  единое   тождественно   беспредельному, бесконечному.  Бесконечное  - это то,  больше чего ничего не может  быть,  Кузанский  поэтому  называет  его  «максимумом»; единое же - это «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения  противоположностей    -  максимума  и минимума.  Чтобы сделать более наглядным этот принцип,  Кузанский  обращается  к  математике, указывая,  что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность  превращается  в  бесконечную  прямую.Аналогично  обстоит дело с треугольником:  если одна из его  сторон  бесконечна,  то  и  другие   две   тоже   будут бесконечными.  Таким  образом, доказывается,  что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар. Для  античной  науки  и большинства представителей античной философии космос был  очень  большим,  но  конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем  центр  и  периферию,  «начало»  и  «конец».  Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен,  однако его нельзя помыслить и  конечным, поскольку  у  него  нет  пределов,  между которыми он был бы замкнут.  Эту тенденцию  еще  более  углубил  Джордано  Бруно (1548-1600), создав последовательно  пантеистическое  учение,  враждебное средневековому теизму.  Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского,  но и  на  гелиоцентрическую  астрономию Николая   Коперника. Снимая границу между творцом и творением, Бруно разрушает  и  традиционную  противоположность  формы  -  как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны,  и  материи  как  начала  беспредельного,  а потому пассивного,  с  другой.  Бруно,  таким  образом,  не  только передает самой природе то,  что в средние века приписывалось богу,  а  именно  активный,  творческий  импульс.  Он   идет значительно  дальше,  отнимая у формы и передавая материи то начало  жизни  и  движения,  которое  со  времен  Платона  и Аристотеля   считалось   присущим   именно  форме.  Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах». учение  Бруно  было осуждено  церковью  как  еретическое.  Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего  учения.  Однако Бруно  предпочел смерть отречению,  и в 1600 году был сожжен на костре.

23.06.2015; 00:20
хиты: 98
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь