Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают 3 группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные. Материальные ценности – это ценностно значимые природные объекты и предметы. К природным ценностям относятся естественные блага, заключённые в природных богатствах. А к предметным ценностям – предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого. Социально-политические ценности – это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий.
Духовные ценности – это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах.
Второе основание классификации ценностей – по субъектам. Здесь различают ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Индивидуальная, или личностная ценность – это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Групповые ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей. Общечеловеческие ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества
С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы: Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.Ценности повседневного спроса и повседневного обихода - это всё то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.Высшие ценности – это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Классификация ценностей диалектична, т.е. она не является жёсткой и неподвижной.