Античность дала миру многих ученых в различных областях знаний. Они заложили основы математики, астрономии, медицины, географии, истории, риторики и многих других наук. В политической жизни греки открыли демократию, римляне создали знаменитое Римское право. Даже этот краткий перечень говорит о величии античной культуры. Античная философия - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н.э. и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II в. до н.э. вплоть до начала VI в. н.э. Античная философия подразделяется на древнегреческую и древнеримскую.
Выделяют следующие периоды:
- Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала).
- Гуманистический
- Классический (смена проблем- от природы к человеку. Сократ, школа софистов, Платон, Аристотель;
- Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
- Религиозный. В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
- переход от античной к средневековой
Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира.
Первые философы настойчиво вели умозрительные поиски первоосновы мира. Фалес (вода), Анаксимандр (космос), Анаксимен, Гераклит (огонь), при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Многие первые греческие философы были диалектиками, рассматривали природу как целое, следовательно, во взаимодействии и связи ее явлений. Материализм в античной философии развивали Эмпедокл, Демокрит. В лице Сократа и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму. На первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако, на учение о природе и на учение о знании и мышлении. В эпоху Римской империи усиливается стремление к религиозному самозабвению и утешению. Философия все более становится религиозной, а в некоторых учениях даже мистической.