Бодрым призывом к борьбе и верой в конечную победу пронизаны хроники Шекспира, где показано, каким путем Англия, после многих тяжелых испытаний, оздоровленная и окрепшая, пришла к могуществу и процветанию времен Елизаветы.
Близко следуя, в отношении как фабулы, так и характеров, историческим хроникам Холиншеда, Холла и других, возникшим во второй половине XVI века на почве усилившегося интереса к национальному прошлому, Шекспир, однако, сохраняет известную свободу в смысле выбора событий и их освещения.
Основной темой его хроник являются феодальные смуты и династические распри, раздирающие Англию в XIV —XV веках, особенно же война Алой и Белой розы (во второй половине XV века), закончившаяся установлением династии Тюдоров и утверждением абсолютизма.
Шекспир в своих пьесах дает широкие исторические полотна с множеством красочных подробностей и огромным количеством персонажей — королей, крупных феодалов, воинов, представителей буржуазии, народных масс.
Действие, развивающееся быстрыми темпами, свободно перебрасывается из одного места в другое. Весьма обычны сцены сражений, поединков, выходов королей, совещаний лордов, восстаний и т. п., в которых все происшествия показаны наглядно, как в народном средневековом театре, в отличие от учено-гуманистической, классицизирующей драмы Возрождения.
Изображая прошлое, Шекспир оттеняет в нем те моменты, которые перекликаются с живой современностью и могли бы помочь разрешению актуальных проблем. В хрониках Шекспира отражаются с большой полнотой его политические воззрения. Одна из основных проблем, занимающих здесь Шекспира,— значение абсолютизма. Величайшим злом и опасностью для страны, по его мнению, являются крупные феодалы, честолюбивые и безудержно своевольные.
Таковы, например, буйные бароны в «Генрихе IV» или в «Генрихе VI». Этой феодальной анархии Шекспир противопоставляет идею государственности, внутреннего объединения всей страны под единой твердой центральной властью.
Такой Шекспиру в период создания его хроник представлялась королевская власть. Однако он всегда был далек от слепого преклонения перед ней. В его понимании король имеет больше обязанностей, чем прав: он должен быть справедливым, бескорыстным, заботиться о действительных нуждах своей страны и народа. Если же король этим требованиям не удовлетворяет, он может и должен быть свергнут, как это показано в «Ричарде II». В этой хронике изображен слабовольный и взбалмошный тиран, отстранивший от управления страной лучших людей и подпавший под неограниченное влияние фаворитов, которым он отдал на откуп государственные доходы. Ричард II упоен мыслью о божественном происхождении своей власти, он убежден в том, что у «помазанника божия» никто не может требовать отчета в действиях. В результате этого он лишается престола и погибает жалкой смертью.
Еще показательнее в этом отношении образ Ричарда III. Посредством ряда убийств и преступлений Ричард достигает престола и обуздывает феодалов. Однако, свободный от всяких иллюзий, он вместе с тем наделен Шекспиром худшими чертами эпохи первоначального накопления и изображен совершеннейшим хищником-аморалистом. Накануне решительной битвы, после ночи, в течение которой ему являлись призраки замученных им жертв, Ричард III восклицает:
Да не смутят пустые сны наш дух:
Ведь совесть — слово, созданное трусом,
Чтоб сильных запугать и остеречь,
Кулак — нам совесть, и закон нам — меч.
Своими действиями Ричард III лишь усиливает анархию, и когда Ричмонд поднимает против него восстание, тиран не находит поддержки ни в дворянстве, ни в народе и быстро погибает.
Идеальный государь в глазах Шекспира — это Генрих V, который сломил феодалов и правит, опираясь на широкие массы. Он смел, энергичен, прост в обхождении, близок к народу, бьется с врагом об руку с простыми солдатами, ни на минуту не забывает о своем назначении и своей ответственности перед родиной. Но такие короли, как Генрих V, по убеждению Шекспира, — редкое исключение. Обычно это — либо тираны, либо слабые правители, не способные дать стране мир и счастье.
Для понимания шекспировского метода изображения прошлого важно уяснить его взгляд на причины и механизм исторических событий. Охотно подчеркивая роль в истории сильных личностей, которые он изображал мастерски, Шекспир наряду с этим выдвигал понятие «времени» в смысле совокупности обстоятельств, основных сил и тенденций эпохи. В «Генрихе IV» (ч. II, акт 1, сцена 3) Уэстморленд так отвечает на обвинения восставших против короля феодалов:
О добрый мой Моубрей, раскройте связь
Меж временем и силой обстоятельств —
И станет ясно вам, что не король
Виновник ваших бедствий всех, но время.
Таким же образом оправдывает свое поведение и мятежник Хестингс (там же, акт 1, сцена 3):
Так хочет время. Мы — его рабы.
Состояние философской мысли и искусства эпохи было таково, что Шекспир имел возможность, самое большее, лишь провозгласить тезис о причинной обусловленности исторических событий, но не доказать его. Но все же некоторые попытки в этом направлении имеются в его хрониках. Если падение Ричарда II и Ричарда III определяется, по мнению Шекспира, их изолированностью, то успех противника Ричарда II, Болингброка, объясняется у него тем, что это разумный, трезвый политик, прислушивающийся к голосу дворянства и народа. Блестящую победу, одержанную при Азинкуре англичанами над сильнейшей во много раз французской армией, Шекспир объясняет боевым патриотическим духом крестьян-лучников, составляющих основу английской армии, против которых не могут устоять чванные и пустые французские рыцари.
Раскрытию Шекспиром подлинных сил, творящих историю, способствует то, что он вводит в свои хроники картины из жизни широких слоев населения.
Такова, например, в «Ричарде III» сцена «избрания» Ричарда королем, в которой участвуют лондонский лорд-мэр и горожане. Особенно же выразительны «фальстафовские» сцены в «Генрихе IV», где выступают хозяева гостиниц, трактирные слуги, проезжие купцы, извозчики, мировые судьи и тому подобные с их разнообразнейшими нравами и обычаями.
Это привлечение Шекспиром «тогдашней, поразительно пестрой плебейской общественной сферы, «фальстафовского фона» чрезвычайно ценили Маркс и Энгельс, указывая на эту черту в своих письмах от 1859 г. к Лассалю (который написал перед тем историческую драму «Франц фон Зикинген») и советуя ему «в большей степени шекспиризировать»1.
Тетрадь:
Хроники Шекспира – обращение к прошлому Англии, сначала к относительной независимости, потом к временам столетней войны
Хроники охватывают большой промежуток – со времен Иоана Безземельного до Генриха 8 (14-15вв). Англия величественна и монолитна. Отражаются Тюдоры, Белая и Алая розы, военные действия во Франции, Жанна дАрк
Характер героев: Шекспир обходился с историческими фактами весьма свободно. В основе сюжета не столько исторические факты, сколько сложившиеся представления. Такт действительности. Новое время как бы осознается на фоне исторического времени. Зерно и связь нового времени, природу прошедшего времени отражал.
Время у Шекспира некий универсальный закон. Оно содержит в себе ответы на исторические и социальные вопросы эпохи. Например, Уэстер Морен в Генрихе 4 отвечает: о добрый мой, раскройте связь меж временем и обстоятельствами. Время виновник, не король. Хастингс: так хочет время, мы его рабы.
Феодалов упраздняет не воля короля, а время, что сопротивляясь укреплениям государства. Они пытаются остановить время.
Крупные феодалы – носители анархии – враги короля и государства. Но и король и феодалы, которые забыли о нуждах страны, им время мстит.
Такой смысл исторических хроник.
Ричард 2 умирает, Ричард 3 изображен как человек, лишенный иллюзий, несмотря на то, что он вместе со временем, т.е. движение человека по ходу истории, не освобождает от моральной ответственности.
Ричард 3 усиливает анархию и в восстании не находит поддержки. Генрих 5 – идеальный правитель. Сломил феодалов и правит, опираясь на народ (смел, энергичен, помнит об ответственности перед родиной).
Шекспир считает, что такие государи – редкость. Осознает причинно-следственную связь между историческими событиями и закономерностями развития той или иной эпохи. Ш. подчеркивает связь между личностью, народом и историей.
Фальстафовский мотив – впервые в Генрихе 4. Здесь выступают представители простого народа. Эта широкая общественность является соучастницей историч. Событий.