пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Философский смысл проблемы сознательного и подсознательного

Проблема сознания и бессознательного, их взаимоотношения ставилась уже в учении Платона о иознании-воспоминании, хотя и не имела четкого определения. Декарт, утверждавший тождество сознательного и психического, полагал, что за пределами сознания может иметь место лишь физиологическая деятельность мозга, а не психическая. Впервые зафиксировал проблему сознания и бессознательного Лейбниц, трактовавший бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом душевных представлений. Попытку объяснения бессознательного предпринял и Гартли, немецкий философ, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Для Канта природа бессознательного связана с интуицией. Для Шопенгауэра, Гартмана бессознательное выступало универсальным принципом, основой бытия и причиной мирового процесса.

Следующий шаг в изучении бессознательного был сделан 3. Фрейдом, австрийским врачом-невропатологом, психиатром и психологом. Решающую роль в психике человека Фрейд отводил бессознательному (особенно в случаях психических заболеваний). Разработанный им метод обнаружения и лечения комплексов ("комплекс вины", "Эдипа", "Электры" и пр.), вытесненных в бессознательное и ставших причиной неврозов, был назван психоаналитическим. Фрейд создает также учение об инстинктах, акцентируя внимание на дихотомии двух могущественных сил - инстинкта любви (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), ставших краеугольным камнем представлений о психике и психических процессах индивида.

По-своему подошел к разработке проблемы бессознательного швейцарский психолог и психиатр К. Г. Юнг. В отличие от Фрейда, Юнг выявляет бессознательное в коллективной жизни людей, которое закрепляется в психике человека исторически, передаваясь по наследству из поколения в поколение. Он настаивал на преимуществе бессознательного над сознанием, таинственного над известным, мистического над научным. Психика, по Юнгу, - это взаимодействие сознания и бессознательного при обмене энергией между ними. Элементы коллективного бессознательного (архетипы) выступают как творческий, разумный принцип, связывающий индивида со всем человечеством, природой, космосом. Информацию об архетипах дают религия и всемирная мифология. Проявляются же они в художественном творчестве, фольклоре, сновидениях. И если сновидения - индивидуальные мифы, то мифы - коллективные сновидения. Все общественные идеи, мнения, убеждения, представления (моральные, философские, научные) являются архетипами, творчески переведенными сознанием человека из внутреннего мира во внешний: природный и социальный мир.

Бесспорно, что сознание и бессознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами психической деятельности человека, оказывающими свое воздействие на его поведение и деятельность.

Однако как их растворение друг в друге, так и отрыв друг от друга - ошибочны. Они составляют основу внутреннего духовного мира человека. Бесспорно также, что сознание человека многомерно и многоаспектно. Об этом свидетельствует и то, что сознание включает в себя и уровни: бессознательное, сознание, самосознание; и компоненты; перцептивные, мыслительные, эмоции, память, воля, воображение; и состояния: тревога, страх, депрессия, медитация и пр.; и формы: убеждение, вера, мнение, сомнение. При этом следует подчеркнуть, что ни одна из составляющих сознания реально не функционирует сама по себе, без воздействия и участия других. Взаимодействие компонентов сознания имеет, с одной стороны, сложную и противоречивую организацию, а с другой - системную связность, целостность, которая не означает сводимость сознания к функциям его составляющих.


14.01.2015; 01:01
хиты: 80
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь