пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


9. Социально-политические воззрения философов Нового времени (идеи Т. Гоббса, Дж. Локка и французского Просвещения).

В эпоху становления буржуазных государственно-правовых институтов проблемы права и власти оказываются в центре научно-философских исследований.

В 17 веке широкое распространение получило «юридическое» мировоззрение, которое выражало настроения молодой буржуазии, сформировавшей в Новое время.

В его рамках развивалась теория «общественного договора» (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности.

«Юридическое» мировоззрение исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность.

Гоббс явился первым государствоведом. Его основное сочинение «Левиафан». Он создал политическое учение, свободное от теологических догматов.

В качестве важнейшего объекта философии Гоббса выступает человек как существо не только природное и физическое, но и мораль­ное, духовное. Человек — творец «искусственных тел», в том числе и таких, как культура и государственность.

Разум играет важнейшую роль в учреждении государства путем общественного до­говора, в обсуждении и принятии которого должны участвовать все индивиды общества. Государство и гражданское общество — высшая ценность человеческого общежития, способная вывести человечество из варварского состояния «войны всех против всех».

Государство, считал он, возникает на основе договора. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха насильственной смерти.

Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Такая власть должна опираться на добровольное отречение от права владеть самим собой.

Власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю». Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому, т.к. разделенные власти взаимно уничтожают друг друга». Таким образом, Гоббс отвергал концепцию разделения властей.

Развитием идей Гоббса занимался Джон Локк, он также выдвинул ряд собственных теорий. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые должны находиться в состоянии равновесия.   

В отличие от Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Он полагал, что главное естественное право людей – право на собственность – должно быть закреплено с помощью законов. Для этого, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом.

Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти.

Можно выделить следующие основные положения философии Локка:

  1. цель философии – помочь человеку добиваться успеха в деятельности;
  2. идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
  3.  идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Эпоха Просвещения связана и с такими именами как Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Гельвеций и другие.

Просветителями старшего поколения являются Монтескье и Вольтер.

Монтескье приходит к выводу, что не сами люди выбирают себе форму государства, а она зависит от места проживания, климата, почвы и других природных факторов.

Концепция Монтескье – это яркая форма географического детерминизма (учения о связи явлений), когда форма правления определяется не потребностями человека, а только внешними факторами.

Первым мыслителем, употреблявшим слово «просвещение», является Вольтер. По Вольтеру, человечество имеет историю, которая направлена в сторону прогресса (прогресс знаний, культуры), чередующегося с эпохами упадка.

Вольтер выдвинул положение, что нужно включать в исторические концепции не только европейские народы, а все, населяющие землю, т.к. все люди равны и нельзя какой-то один народ предпочитать другим. История должна быть историей народов, а не политических деятелей и правительств.

Жан-Жак Руссо, возможно, одна из самых интересных и противоречивых фигур Просвещения. По мысли Руссо, человек по природе добр, а плохим становится в обществе. Чтобы уничтожить неравенство, приводящее людей к несчастьям, нужно отвергнуть цивилизацию и вернуться в то состояние блаженства, в котором существовали первобытные люди.

Руссо применяет принцип «назад, к природе». В воспитании ребенка важно познание природы; естественное самовоспитание – прежде всего. Нравственность присуща человеку, она не зависит от внешних факторов. Нужно дать возможность людям свободно развиваться, опираясь на свои природные задатки, а не на испорченную разумом культуру, – и тогда воспитание будет наиболее успешным.

Среди других работ Руссо выделяется идея общественного договора, знакомая по «Левиафану» Гоббса.

Некоторые люди отходят от состояния свободы и счастья, и стараются силой править другими. Эти сильные подавляют права и свободы других людей. Тогда народ объединяется и приходит к некоему договору, на основе которого власть передается некоей части народа. Люди отдают часть своей свободы или одному человеку, или нескольким людям, которые ими управляют. Но при этом вся власть остается у народа. Он  является сувереном. Суверенитет народа неотчуждаем, неотделим. Народу принадлежит вся полнота законодательной власти, а избранным ими правителям принадлежит только исполнительная власть.

В мире правит общая воля людей – суверенов, и если некий человек не подчиняется этой общей воле, то судебная власть заставляет его подчиниться.

В дальнейшем, общественный договор стал нарушаться, т.к. правительство, не довольствовалось, долей исполнительной власти, и стало силой присваивать себе законодательную власть. Часто свои интересы у правительств начинают главенствовать над общей волей, так что общая воля оказывается обманутой. В таком случае необходима революция, чтобы народ вернул себе власть.

Т.о., идеи Просвещения имели далеко идущие последствия для организации и устройства государства. Именно философы Просвещения сформулировали те основополагающие принципы, которые до сих пор лежат в основе современных «цивилизованных» обществ:

  1. Суверенитета народа: государственная власть принадлежит исключительно народу в целом и лишь временно, по договору, передаётся избранным народом чиновникам.
  2. Общественного договора: власть рассматривается как продукт свободного и разумного договора между народом и избираемым им правительством.
  3. Разделения властей: для исключения злоупотребления власть должна быть разделена между различными, взаимно контролирующими и уравновешивающими друг друга ветвями – законодательной, судебной и исполнительной властями.
  4. Демократического участия всех граждан в осуществлении власти: каждый гражданин имеет равное с другими право избирать и быть избранным в органы государственной власти, имеет право влиять на создание и функционирование государства.  Классическая формулировка этих принципов и основных прав и свобод человека дана Локком, Монтескье, Кантом, Франклином и др.


06.07.2014; 07:18
хиты: 5908
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь