Новое время, начавшееся в 17 веке, стало эпохой капитализма в Западной Европе, нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.
Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека и призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.
Фрэнсис Бэкон – философ-материалист, родоначальник опытного знания и индуктивного метода. Основное произведение — «Новый Органон». В нем Бэкон рассматривает понятие материи, которую отождествляет с конкретным веществом, состоящим из неделимых молекул и атомов, различающихся величиной, формой и т.д. Их сочетание лежит в основе многообразия физического, материального мира.
Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека.
В теории познания философ стоит на позициях сенсуализма и эмпиризма. Сенсуализм признает, что единственно достоверным источником познания являются ощущения, а мышление, возвышающееся над чувствами, нового знания не приносит. Эмпиризм – более конкретное понятие, охватывающее не только показания органов чувств, но и теоретическую, мыслительную обработку чувственного опыта. Эмпиризм и сенсуализм близки, но не тождественны. Эмпиризм, ориентируясь на экспериментальную деятельность, включает в себя показания органов чувств, но не сводится исключительно к ним (физический и мысленный эксперимент).
Бэкон утверждал, что все знания происходят из опыта. Он считал, что опыт и мышление должны выступать в единстве. Впервые он поставил вопрос о соотношении чувственного и логического познания, но до конца этот вопрос не решил.
Бэкон критиковал односторонность как рационализма, так и эмпиризма. Цель познания – достижение истины, но на пути стоит много преград в виде ошибок и заблуждений, которые Бэкон назвал призраками, или идолами.
1. Идолы рода – присущи всем людям – человеческий разум навязывает вещам такие порядки, законы, которые он сам вырабатывает, основываясь на показаниях органов чувств, а они могут давать ошибочные знания.
2. Идолы пещеры. «У каждого человека своя пещера или логово», то есть каждый человек получает свою систему воспитания, образования, веры, что затрудняет процесс познания и уводит от истины.
3. Идолы площади – ошибки и заблуждения, возникающие из неправильного употребления и использования слов из-за их многозначности.
4. Идолы театра связаны с некритическим отношением многих к философским учениям.
Пути преодоления заблуждений Бэкон видит в изучении природы и в использовании индуктивного метода. В индукции он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще.
Индукция – это форма доказательств, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается.
Бэкон существенно способствовал формированию философии Нового времени. И хотя его эмпиризм был ограничен, его можно критиковать, он в свое время сыграл положительную роль.
Продолжая тему развития эмпиризма, нельзя не упомянуть Джона Локка. Главное внимание он уделяет проблематике познания. Он считал, что предпосылкой исследования всех проблем является изучение способностей нашего собственного познания, т. е. выяснение того, что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно получает знания о внешнем мире.
Для Локка характерно признание приоритета чувственного познания, как и Бэкон. Локк не исключает в целом роль разума, но признает за ограниченность простыми суждениями.
Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного — чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры — знание. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому.
Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, — основной тезис Локка. Ощущения поучаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта Локк допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает что-то новое.
Отрицая врожденные идеи, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.
Размышление, в понимании Локка, является процессом, в котором из простых идей (полученных на основе внешнего и внутреннего опыта) возникают новые идеи, которые не могут появиться на основе чувств или рефлексии. Сюда относятся такие общие понятия, как пространство, время и т.д.
Он выделил 3 вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное); демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид — интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
Локк выдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Он оказал огромное влияние не только на последующее развитие философии, но и педагогики и психологии.
Таким образом, основные черты эмпиризма философии Нового времени заключаются в следующем:
- исключительная значимость наблюдений и опыта в обнаружении истины;
- путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;
- исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений.