пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

10.Классификация упражнений на гимнастических снарядах

Гимнастические упражнения представляют собой специально подобранные сочетания естественных для человека движений. Избирательно воздействуя с помощью гимнастических упражнений на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений, ловкость и гибкость.

В последнее время в лечебной физической культуре для восстановления функций опорно-двигательного аппарата и кардио-респираторной системы применяются ритмопластические (танцевальные) движения в музыкальном сопровождении, которое соответствует состоянию высшей нервной деятельности. Гимнастические упражнения классифицируются по нескольким признакам.

По анатомическому признаку — упражнения для мышц головы, шеи, туловища, пояса верхних конечностей, мышц верхних и нижних конечностей, мышц брюшного пресса и тазового дна.

По признаку активности — активные (выполняемые самим занимающимся); пассивные (выполняемые методистом лечебной физической культуры с волевым усилием больного); активно-пассивные (выполняемые занимающимся с помощью методиста ЛФК).

По признаку использования гимнастических предметов и снарядов — упражнения без предметов и снарядов; упражнения с предметами и снарядами (с гимнастической палкой, резиновым, теннисным или волейбольным мячом, набивным мячом, булавами, гантелями, эспандером, скакалкой и др.); упражнения на снарядах (на гимнастической стенке, наклонной плоскости, гимнастической скамейке, гимнастических кольцах, механотерапевтической аппаратуре, брусьях, бревне, перекладине и т. п.).

По видовому признаку и характеру выполнения — порядковые и строевые, подготовительные (вводные), корригирующие, на координацию движений, дыхательные, в сопротивлении, висы и упоры, подскоки и прыжки, ритмопластические упражнения. Порядковые и строевые упражнения (построения, повороты, ходьба и др.) организуют и дисциплинируют занимающихся, вырабатывая необходимые двигательные навыки. Применяются они на послебольничном этапе реабилитации, а также в группах здоровья. Подготовительные (вводные) упражнения подготавливают организм к предстоящей физической нагрузке. Их выбор зависит от задач занятия, а также от уровня физической подготовленности больного.Корригирующие упражнения предупреждают и уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации. Они нередко сочетаются с пассивной коррекцией: вытяжением на наклонной плоскости, ношением ортопедического корсета, специальной укладкой с использованием валиков, массажем. Корригирующие упражнения оказывают сочетанное воздействие на различные мышечные группы — одновременно укрепляют одни и расслабляют другие. Например, при выраженном грудном кифозе (сутулости) корригирующее влияние оказывают гимнастические упражнения, направленные на укрепление ослабленных и растянутых мышц спины и растягивание и расслабление больших грудных мышц, находящихся в состоянии повышенного тонуса; при плоскостопии — специальные упражнения на укрепление мышц голени и стопы в сочетании с упражнениями на формирование правильной осанки. Упражнения на координацию движений и в равновесии применяются для тренировки вестибулярного аппарата при гипертонической болезни, неврологических заболеваниях, для лиц пожилого и старшего возраста, занимающихся в группах здоровья. Выполняются они в различных исходных положениях (стоя на узкой площади опоры, на одной ноге, на носках), с открытыми и закрытыми глазами, с предметами и без них, на гимнастической скамейке, гимнастическом бревне. К упражнениям на координацию движений относят также упражнения, направленные на формирование бытовых навыков, утраченных в результате того или иного заболевания (застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом и др.). Широко используются лепка, сборка детских пирамидок, мозаика и т. п.Дыхательные упражнения (статические, динамические, дренажные) являются ведущими в проведении любой формы лечебной физической культуры. Они благотворно влияют на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулируют обмен веществ, деятельность системы пищеварения. Их успокаивающее действие используют при нарушении нервной регуляции различных функций организма, для более быстрого восстановления при утомлении и т. д. Статические дыхательные упражнения выполняют в различных исходных положениях в состоянии покоя, т. е. без движений ног, рук, туловища, динамические — в сочетании с движениями конечностей, туловища. К дренажным упражнениям относят дыхательные упражнения, специально направленные на отток экссудата из плевральной полости и удаление мокроты (при экссудативном плеврите, бронхоэктатической болезни, хроническом бронхите и других заболеваниях органов дыхания). Следует различать дренажные дыхательные упражнения и позиционный дренаж (специально заданные исходные положения для оттока экссудата по дыхательным путям по принципу «желоба»). Различают брюшное (диафрагмальное), грудное и смешанное дыхание. Приступая к выполнению дыхательных упражнений, нужно научить больного правильно дышать через нос — глубоко, ритмично, равномерно. При условии правильного дыхания вырабатывается ритмичность дыхательных движений (вдох-выдох), уменьшается их частота, удлиняется и усиливается выдох. Висы, упоры, подскоки, прыжки как разновидность гимнастических упражнений включаются в методику лечебной физической культуры в период выздоровления. Они выполняются со строгой дозировкой по показаниям под наблюдением специалиста по лечебной физической культуре. Ритмопластические упражненияиспользуются на послебольничном этапе реабилитации для окончательного восстановления функций опорно-двигательного аппарата (при заболеваниях суставов, после перенесенных травм), а также в неврологической практике (при неврозах, переутомлении). Такие упражнения выполняются в музыкальном сопровождении с заданным ритмом и тональностью, в зависимости от функционального состояния больного, типа высшей нервной деятельности.

 

Упражнения на гимнастических снарядах принято делить на две основные группы:

1. Статические и силовые упражнения.

2. Маховые упражнения.

1. Статические и силовые упражнения относительно немного­численны. Однако в спортивной гимнастике они играют сущест­венную роль, т. к. имеют не только самостоятельное значение, но и органически входят в состав большинства маховых упраж­нений. Упражнения данной группы связаны с преимущественно работой мышц плечевого пояса и рук. Соответственно трудности элемента степень напряжения этих мышц бывает различной.

Статические упражнения представляют собой определенные позы, принимаемые гимнастами при исполнении упражнений на снаряде. Среди них принято различать висы и упоры. Во время исполнения висов тела гимнаста чаще всего находится в состоя­нии устойчивого равновесия. С физической точки зрения, такое равновесие характеризуется расположением общего центра тя­жести тела под опорой. Благодаря этому при любом отклонении от устойчивого положения тело возвращается в него под дейст­вием силы тяжести. Большинство упоров исполняется в состоя­нии неустойчивого равновесия. В данном случае ОЦТ обычно располагается над опорной и чем выше его положение и ограни­ченней площадь опоры, тем менее устойчиво удерживаемая поза. Так при исполнении упора на брусьях ОЦТ лишь слегка припод­нят над жердями и поэтому такое равновесие удержать не труд­но, сложнее удержать равновесие в стойке на плечах, где ОЦТ поднят на значительную высоту. А при исполнении стойки на ру­ках, ОЦТ максимально приподнят, чем еще в большей мере за­трудняется сохранение заданного положения. Такая зависимость объясняется тем, что сохраняя неустойчивое равновесие, необ­ходимо удерживать проекцию ОЦТ в пределах площади опоры. Чтобы удержать равновесие в неустойчивых положениях, гимнаст вынужден прилагать специальные усилия, направленные на преднамеренное изменение положения проекции ОЦТ в зависи­мости от ее случайных колебаний относительно опоры. Степень напряжения отдельных мышечных групп и общая величина оп­тимального тонуса всей мышечной системы соответствует труд­ности удерживаемого статического положения. Трудность ста­тических поз в значительной мере зависит от особенностей само­го упражнения. Самыми легкими являются положения со смешан­ной опорой — висы и упоры с дополнительной опорой ногами, тазом и т. д. Усилия, прилагаемые в данном случае для удержа­ния позы, — минимальные. Не сложен и обычный вис, т. к. здесь важно позаботиться лишь о сохранении захвата кистями.

Гораздо больших усилий требует исполнение статических упражнений, в которых заданное положение удерживается преи­мущественно за счет работы мышц. Так вис на согнутых руках труднее простого виса, а обычный упор на кольцах неизмеримо легче упора руки в стороны (креста). Удержание рук в согнутом или отведенном положении требует активного сопротивления действию силы тяжести, которая стремится изменить заданную позу. При этом работа мышц тем труднее, чем больше плечо силы тяжести. Так, из висов на кольцах самые трудные висы — горизонтальные, т. к. в этом случае ОЦТ дальше всего распола­гается по горизонтали от опоры, а это увеличивает рычаг, с по­мощью которого сила тяжести стремится опустить тело вниз. Гимнасту требуется приложить значительные усилия, чтобы удержать некоторое время заданную позу.

Наконец трудность статических элементов зависит и от того какие группы мышц участвуют в исполнении упражнения. Так го­ризонтальный упор на брусьях хотя и труден, но под силу мно­гим квалифицированным гимнастам. В то же время практически никто не исполняет горизонтальный упор сзади, т. к. группа мышц, удерживающих руки отведенными назад слишком слаба для такого упражнения. Таким образом, трудность статических упражнений зависит от ряда причин, основными из которых яв­ляются: условия опоры о снаряд, степень устойчивости сохра­няемого равновесия, характер относительного положения звень­ев тела, сила мышечных групп, обеспечивающих исполнение эле­мента.

Силовые перемещения — упражнения, как правило связанные с медленным переходом из одного статического положения в дру­гое. Ввиду того, что при их исполнении движенце тела по инер­ции выражено слабо, гимнаст вынужден прилагать значитель­ные мышечные усилия. Все силовые движения принято делить на две подгруппы: перемещения кверху и перемещения книзу. Первые из них труднее, потому что перемещаясь вверх гимнаст должен преодолевать силу тяжести своего тела. Гораздо легче перемещения книзу, при выполнении которых гимнаст движется под действием силы тяжести, и лишь сдерживает скорость па­дения тела. Силовые перемещения могут быть не только посту­пательными, как например: подъем силой на кольцах, но и со­четаться с одновременным вращением тела вперед или назад. В целом такие движения бывают более трудными (подъем перево­ротом на кольцах труднее подъема силой). Трудность силовых перемещений зависит и от высоты на которую необходимо под­нять ОЦТ (силой стойку на плечах сделать легче, чем стойку на руках). Степень трудности силовых перемещений зависит также от условия опоры (брусья, кольца), от относительного положения звеньев тела. Опускание вперед согнувшись на кольцах легче, чем опускание прогнувшись, потому что во втором случае плечо силы тяжести больше. Трудность силовых перемещений зависит также от того, какие группы мышц участвуют в выполнении дан­ного элемента (стойка силой прямыми руками, труднее стойки силой согнутыми руками), т. к. в первом случае в работе участвуют в основном мышцы плечевого пояса, а во втором еще под­ключаются и мышцы рук. Для систематизации силовых и стати­ческих упражнений используется классификация, в которой уп­ражнения сгруппированы преимущественно по признаку сходст­ва мышечной работы.

klassifikacia-lfk.jpg


19.01.2015; 13:34
хиты: 98
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
физическая культура
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь