Философской антропологией называют раздел философии, занимающийся изучением философских проблем, связанных с человеком как видом.
Философская антропология изучает именно философские проблемы человека и отвечает на вопросы: чем отличается человек от других живых существ? Какова природа человека? Что такое личность и каковы ее атрибуты? Что такое мышление, сознание, разум? В чем смысл жизни человека?
В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты.
Прежде чем говорить о времени появления человека, мы должны выяснить вопрос об отличии человека от животных.
Чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека.
Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Что такое слово? Это видовой признак человека, который со стоит в непосредственном доступе нашего сознания к высшему организующему началу бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов, начинающейся с точного подбора физических констант.
Способность к труду — еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Только человек способен изготовлять, творить орудия труда.
Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры, — использование огня и захоронение трупов.
С понятием человеческой природы коррелируют два понятия — потребностей, т. е. того, без чего существование человека невозможно, и инстинктов, с помощью которых потребности удовлетворяются. Как пишет А. Маслоу, «в эту сущностную внутреннюю природу я включаю инстинктоидные основные потребности, способности, таланты, анатомию, физиологическое равновесие или уравновешенность темперамента, предродовые и натальные травмы и травмы, получаемые новорожденными… Все это потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния».
В качестве идеала, достижимого в настоящее время немногими, Маслоу ввел понятие самоактуализации, под которым имеется в виду «полноценное развитие человека», исходя из его биологической природы, фундаментальных и метапотребностей. Идеальное общество самоактуализировавшихся личностей Маслоу назвал «эупсихия». Маслоу ставит риторический вопрос: может быть именно самоактуализирующиеся реализуют истинную биологическую природу человека как вида?
Смысл жизни считается системообразующим показателем полноценного человеческого существования. Он должен обладать следующими двумя характеристиками: он должен находиться вне самой жизни, выходя за ее рамки и в то же время он должен быть в ней, будучи неразрывно с нею связан.
Философия на протяжении своей истории занималась формированием представления о целостности личности. Диоген - "Ищу Человека!" (гармонично развитую личность)