В рамках отечественной социальной философии в советский период господствовал так называемый формационный подход к исследованию общества
Общественно-экономическая формация– центральное понятие формационного подхода, при котором общество берется в единстве всех его сторон и существует на основе конкретно-исторического способа производства.
Формации(первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая) – ступени развития человечества.
Достоинства:
- идея системности общества;
- прицнипы историзма и конкретности;
- высокая оценка роли материального производства.
Недостатки:
- упрощение исторического процесса;
- недооценивание чисто человеческого (субъективного) начала в истории (психология, религия, мораль).
Для исследования общества и его истории случаецивилизационного подходаприменяется прежде всего понятие «цивилизация».
Цивилизация – некое духовно-материальное образование, сложившееся на базе отдельного народа или региона – индийская, европейская цивилизация и т. д.
Цивилизация – та ступень истории человечества, которая закономерно пришла на смену дикости и варварства человечества и стала естественным (гражданским) состоянием общества.
Цивилизация – это крупная эпоха в истории человечества, воплощающая степень развития человека как творца истории. Именно в этом значении мы чаще всего и будем употреблять данное понятие для исследования общества.
В отличие от понятия общественно-экономической формации понятие цивилизации символизирует степень развития всего общества, а не только лишь его экономической сферы. Соответственно оно показывает, насколько человек сумел в своем развитии выйти из чисто животного состояния. Понятие цивилизации применяется для человеческого измерения общественной жизни и исторического процесса. С его помощью общество рассматривается как мир, где человек самореализует себя в различных формах творчества, раскрывает свои сущностные силы. В связи с этим большое познавательное значение имеет понятие «деятельность». По сути своей истории – это не что иное, как деятельность человека в разнообразных формах ее проявления (материальное производство, политическое участие, художественное творчество и т. д.).
Теория цивилизации не противостоит, а дополняет имеющиеся в формационном учении положительные стороны. Однако она делает акцент не на социально-экономической, а на человеческой (антропологической) стороне исторического процесса. Без такого измерения истории невозможно объяснить и проследить появление в истории новаций (новизны), которые делают общественную жизнь более жизнеспособной в новых условиях. Потребности и интересы, цели и идеалы живых людей есть побудительные силы в их деятельности, реальные пружины исторического процесса. При цивилизационном подходе история предстает как органическое единство объективного и субъективного, стабильного и изменчивого. Исторический процесс раскрывается как взаимосвязь и переплетение общего (логика развития производительных сил) и особенного (своеобразие в развитии отдельных стран и регионов, народов и конкретных эпох).