Цель античной философии, как ее формулировал еще Платон, в сущности, есть уподобление Богу, насколько это возможно для человека. В данном случае уподобление Богу означает стремление человека к абсолютному, т. е. совершенному целостному, законченному знанию.Этапы:
1. Натуралистический этап (VII–IV вв. до н. э.). Проблема первоначала.
Начало первого этапа обычно связывают с именем Фалеса Милетского (655–547 гг. до н. э.). Ключевыми проблемами этого периода были проблемы «фюзиса» (природа) и Космоса, основными вопросами стали: как возник Космос? каковы фазы его развития и изначально действующие в нем силы?каково первоначало всего сущего и каким оно должно быть, чтобы быть первоначалом (греч. «архэ»)?
Элейская школа. Парменид. Элейская школа. Бытие.
2. Сократический этап – (IV в. до н. э.). Учение об эйдосах.
Сократ и софисты. Сократ впервые перешел от космологических проблем в философии к антропологическим, т. е. к проблемам человека. Сократические школы.
Платон. Демиургическаясотворенность мира. Эйдосы (идеи).
Одна из центральных проблем учения Аристотеля – проблема движения, которое понимается как непосредственное воздействие одного предмета на другой. Категория «цель» – «телос». Неподвижный Бог – перводвигатель. Материя существует благодаря форме – идее (Аристотель предпочитает платоновский «эйдос» называть «формой»).
есть четыре причины существования всякого организма (т. е. всякой живой целокупности), а именно: форма (или ранее упомянутый эйдос), цель, движение и материя. Если Платона больше всего интересует мир эйдоса – мир чистых, неподвижных, сверхчувственных форм, то Аристотеля привлекает «энтелехийный» момент в развитии эйдоса, т. е. то, как эта форма воплощается в реальности.
3. Эллинистический этап (III в. до н. э. – VI в. н. э.). Вопрос об «атараксии».
Главные философские направления данной эпохи – неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.Основным вопросом философа этого времени, живущего в условиях социальной нестабильности, постоянных войн и угрозы деспотизма, является вопрос: как научиться человеку разумно и счастливо жить в столь неспокойном мире?«Атараксия» (греч.) – безмятежность, невозмутимость, спокойствие духа – вот идеал истинного мудреца, которого не могут поколебать никакие внешние обстоятельства, который предпочел освоение внутреннего пространства человека всем прелестям и соблазнам сего мира.
Эпикур (эпикуреизм). Главное – счастье, разумное наслаждение.
Пиррон (скептики или киники). Воздержание от всяческих суждений.
Зенон (стоицизм). Выше всего честь и достоинство, которые следует сохранять даже в случае угрозы отказа от жизни.
Плотин (неоплатонизм). Ученье о Едином – основании всего сущего, о природе которого невозможно положительное знание, ибо Единое включает в себя и единство, и множество, равно как их противоположность, так и тождество.
Основные характеристики этапа:
1.Космологизм. Абсолют – то, из чего происходят не только смертные, но и блаженные боги.
2. Человек – частица Космоса, зависимая от целого и полностью подчиненная ему.