пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Русский марксизм

 В 80-90 гг. XIX века в России начинается быстрое распространение марксизма. Социально- экономические и политические концепции марксизма привлекали внимание представителей различных социальных сил того времени: от народников до леволиберальной интеллигенции, которые стремились с их помощью найти ответы на проблемы, порожденные развитием капиталистических отношений в России. Выдающийся теоретик марксизма в России Георгий Валентинович Плеханов (1856-1919) главное внимание уделял анализу различных сторон материалистического понимания истории, рассматривая его как ядро марксизма. Необходимость, закономерность исторического процесса, научный взгляд на историю, по мысли Плеханова, должны были исключить волюнтаризм как в теории, так и на практике политической борьбы пролетариата. В этом пункте решительно и принципиально расходился с большевизмом, критически относился к стратегии и тактике большевиков, отрицательно встретил Октябрьскую революцию. Плеханов выступил виднейшим теоретиком марксизма в России. Его основнымиработами были книги "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "Основные вопросы марксизма" (1907), "Materialismus militans" (1908-1910), "История русской общественной мысли" (1914). Вслед за Плехановым с всесторонней критикой народничества выступили В.И.Ленин (1870- 1924) и «Легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк) - в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества, в начале 900-х г.г. разошлись с ними по вопросам: -неприятия насильственных средств борьбы; -в теории - неприятием подавления личности обществом -несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.  Философия большевизма. Прежде всего связана с деятельностью В.И. Ленина (1870-1924). Новое в марксизме. а) В социальной философии: 1) Опираясь открытии русскими народниками законе неравномерного развития капитализма, Ленин провозгласил «непреложный вывод» о победе социализма «первоначально в одной или нескольких странах». 2) Разработано учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней и его авангарде коммунистической партии. 3) Разработано учение о примате политики над экономикой (особенно в переходные периоды) 4) Разработано учение «О защите социалистического отечества», об «Армии нового типа». б) В диалектическом материализме: В соответствии с естественнонаучными открытиями того времени по- новому сформулировал определение материи (в отличие от механистической трактовки её Ф. Энгельсом). в) В диалектике - Ленин видел в ней прежде всего «закон познания (и закон объективного мира)». «Диалектика и есть теория познания (Гегеля и марксизма)», а стал быть, философского материализма. -Введен принцип примата практики над теорией. Вывод: 1) В целом теоретические философские и социально-философские произведения В.И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм»; «Философские тетрады», «Государство и революция» и др.) существенно дополнили и обогатили марксистскую теорию.2) Непрекращающийся критический анализ сделанного Лениным, постоянное заимствование его идей являются косвенным доказательством их оригинальности. Между этими направлениями марксизма в России складывались непримеримые, антогонистические отношения. Представители умеренного крыла ("легальные марксисты", меньшевики) обвиняли большевиков в игнорировании исторических законов, волюнтаризме, стремлении "ускорить" исторический процесс без учета социально-экономических объективных условий. В ответ следовали обвинения в выхолашивании революционной сущности марксизма, "хвостизме", сползании на идеалистические позиции, проповеди пассивности, обрекающей пролетариат на поражение в революционной борьбе. Если на Западе после смерти Ф.Энгельса был поставлен вопрос о наличии у марксизма собственной философии, то Плеханов в своих трудах не сомневался: философия марксизма – это диалектический и исторический материализм. При всех серьезных разногласиях Ленин высоко ценил философские произведения и труды Плеханова и развивал далее традиции диамата и истмата. В своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1909) главное внимание уделил вопросам теории познания. Рассматривал философские проблемы через призму классовой борьбы, политических интересов, разработал философское обоснование тактики и стратегии большевиков. Без сомнения можно говорить о единой философской традиции, идущей от Плеханова через Ленина до советских марксистов последних десятилетий. Согласно этой традиции марксистская (позже марксистско-ленинская) философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-материалистических принципах и законах и категориях природы, общества и мышления (диалектический материализм), учение о движущих силах и закономерностях общественного развития (исторический материализм) и специальные философские дисциплины - этику, эстетику и другие. Таким образом, философия марксизма-ленинизма являлась обоснованием и методологией остальных частей марксизма (политэкономия, теория научного коммунизма), других отраслей знания и революционной практики. Именно эта концепция была положена в основу партийно- государственной философии в СССР. Марксизм в России – это совершенно новая страница в его развитии, развитии неоднозначном и драматичном. Традиция рассмотрения трансформации марксистских взглядов в России была начата русскими философами "серебряного века" Бердяевым, Лосевым и другими. Широко известна работа Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма". Эту тему в эзоповском стиле рассматривает в ряде своих произведений А.Ф.Лосев ("Очерки античного символизма и мифологии", "Диалектика мифа"). Он определяет диалектический материализм как "сверх всякого предела рационализированное политико-экономическое сознание", которое призвано создать новую систему мифологии или псевдомифологии, санкционирующую новый тип власти.


12.01.2015; 19:57
хиты: 153
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь