пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Основные принципы философии Декарта

Рене Декарт (1596 -1650) (латинизированное имя Картезий). Французский философ, математик, физик, один из основателей “новой философии”. В отличие от Бэкона Картезий не обращается к индукции и опыту, как основным познавательным принципам, эту функцию в его философии выполняют разум и самопознание. Основные труды: “Рассуждение о метод”, “Начала философии”, “Метафизические размышления”. Основные идеи:Декарт заявляет о необходимости принципа очевидности для философии, то есть получения знания, суждений при помощи разума, а не слепого “принятия на веру” или согласно традиции знания. При этом истина не может открываться целому народу и запечатлеваться в обычаи, напротив она доступна лишь разуму отдельного человека, мыслителю. Поэтому следует говорить о принципе “субъективной достоверности”, то есть исключение чужих мнений в качестве ориентира познания и создание собственных рациональных установок, на основе самостоятельного разумного сомнения. Подобный принцип позволяет преодолеть косность традиционной культуры и создать культуру новую, рациональную. В основе метода Декарта, направленного на построение науки как единой системы, лежит принцип “Cogito ergo sum” – Мыслю следовательно существую. Через этот принцип Декарт стремиться преодолеть скептицизм в оценке познавательной способности человека и утвердить представление о том, что мы можем усомниться в существовании много, но не в существовании самого сомневающегося. Само сомнение становится не целью, как ранее в скептицизме, а методом для открытия истинного знания, путём устранения ложных суждении. “Я – мыслящее” выдвигается Декартом на первый план в процессе познания. Субъективное мышление, от которого недопустимо отделять мыслящего, приоритетно над чувственным восприятием мира. Природа разума рассматривается Декартом через понятие субстанция, под которой он понимает “вещь тождественную самой себе”, то есть не нуждающуюся ни в чём кроме себя. Субстанция бывает: а) духовная – единая и неделимая; б) материальная – сотворённая и делимая. Характеристикой духовная субстанции является “мыслимость”, то есть она является “вещью мыслящей”. Для материи характерной чертой является протяжённость, то есть пространство и материя в философии Декарта объединены. Материя делима до бесконечности, так как неделимых атомов нет, и в материи отсутствует пустота. Причиной же движения материи является Бог, источник инерции. Подобный дуализм субстанции отражается в разуме. Разум есть начало мыслящее, то есть относящееся к духовной субстанции уже содержащей в себе основные категории истины. При этом истину не следует понимать как готовые формулы и знания, а как логику особого рода, благодаря которой человек изначально способен отличать истину от ложных положений. Поэтому разум есть критерий, от которого должно отталкиваться всякое сомнение. Декарт говорил по этому поводу, что “мысль должна начинаться с самой себя”. Телесная субстанция обладает способностью предоставлять материал о внешнем мире через чувства человека для последующего анализа разумом. Декарт выделил три типа “идей” или знаний: 1) врождённые идеи самосознания; 2) приобретённые идеи отдельные от субъекта; 3) идеи сотворённые человеком. Источником субстанции является Бог. Он выступает в качестве совершенной и истинной субстанции. Поэтому истинность принципа “Cogito” и, соответственно, точность знания гарантировано существованием Бога, который в человеке предстаёт как “свет разума”. Заблуждения же проистекают не от разума, а от присущей человеку свободы воли. Воля основана на страстях человека, которые “смущают разум”. Свода побуждает нас к спешке и преждевременным выводам, там, где разум ещё не готов для составления ясного и чёткого знания. Говоря о законах управляющих нашим миром, Декарт прибегает к объяснению мироздания как гигантского механизма. По его мнению, механизмом является всё в этом мире. Цветы, растения, животные, человек подобны часам, шестерёнки которых созданы Богом, и превосходят по своей сложности и искусности любое самое прекрасное творение человека. Поэтому наука о природе это механика, а познание является процессом конструирования определённого варианта машины мира из простейших начал, которые уже содержаться в человеческом разуме. Принцип сенсуализма (феноменализма) . В основе современной гносеологии почти без изменений лежит всё тот же декартовский принцип, что познание начинается в собственного субъективного опыта. "Я существую", "я мыслю". Если добавить сюда "я ощущаю", то мы получаем уже полностью оформившийся сенсуализм или феноменализм, который в своей основе почти не изменился Основными правилами “познавательного конструирования” являются: 1) начинать с простого и очевидного, ясного и отчетливого, получаемого при помощи интуиции; 2) разделять сложное на простое и, таким образом, избавляться от двусмысленности;3)синтезировать простые элементы путём дедукции в сложные целостные конструкции с воссозданием всех основных связей; 4) контроль за тем, чтобы ни одно звено не было пропущено; 5) критерием истины следует считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала. Образцом для метода исследования Декарта стала математика. В определении “природы” он использовал математические понятия: фигура, протяжение, движение и т.п. А в качестве “всеобщей математики” называл алгебру. Всякое движение было сведено к пространственному перемещению, причиной которого являлся механический толчок, так как Декарт устранил понятие силы, цели.


12.01.2015; 19:29
хиты: 114
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь