пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Предпосылки и основная проблематика философии Нового Времени

 Со второй половины 16-го века во многих странах Западной Европы разными темпами осуществлялся переход от феодальных к капиталистическим отношениям, сопровождавшийся машинизацией производства, расширением торговли, ростом городов и производительных сил труда, борьбой за рынки и колонии.Коренные изменения в социально-экономической сфере способствовали развитию точных наук, особенно механики и математики, что в свою очередь, привело к возникновению настоятельной потребности философски осмыслить новые научные факты, избавиться от схоластических спекуляций, сковывающих свободу научной мысли религиозными догмами и авторитетом «отцов церкви».В последней трети 16-го - начале 17-го века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины 17-го века буржуазная революция развёртывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчленённом на мелкие частичные операции процессе производства.Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально- математическое естествознание, которое как раз в 17 веке переживает период своего становления: не случайно 17 век обычно называют эпохой научной революции.В 17 веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.Развитие науки нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она теперь она опирается главным образом на науку.Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией 17-го века, надо учитывать, во- первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.Наука играла всё более значительную роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимала механика. Ибо в механике мыслители видели ключ к тайнам всего мироздания. Применение механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира. Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий И.Ньютона (1643-1727), в воззрениях которого механическая причинность получила глубокое математическое обоснование. Вместе с тем, имея в виду мировоззренческий аспект трудов Ньютона, нельзя не отметить, что этот величайший учёный, несомненно, рассматривал свою научную работу в религиозном аспекте.Общей особенностью европейской философии 16-17 в.в. можно назвать критический подход к средневековой духовной культуре, выступление за практическую значимость философских концепций, за активное влияние на жизненные позиции человека.Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углублённому изучению природы, отчасти всё болееусиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.В процессе решения этих проблем в философии возникают два основных направления, отличающихся различным отношением к вопросу об источнике познания: эмпиризм и рационализм


12.01.2015; 19:27
хиты: 94
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь