пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Основные философские учения эпохи эллинизма.

 Во многом эллинистическая философия представляла собой интерпретацию идей древнегреческой классической философии и носила «школьный» характер. Одним из основных является вопрос: как сохранить достоинство и свободу в тоталитарном мире? Эллинистическая философия представлена значительным числом школ и направлений, основными из которых являются: киренская школа, кинизм, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, платонизм, неоплатонизм. Киренская школа (киренаики) была основана в IV веке до нашей эры учеником Сократа Аристиппом из Кирены. К ней относятся: дочь Аристиппа Арета, Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Аникерид, Евгемер. Подобно Сократу и софистам, отрицали изучение природы, считали её непостижимой. Внимание сосредоточили на человеке. Основу человеческой жизни составляет движение, которое существует в двух формах: плавное движение, порождающее наслаждение, и резкое движение, порождающее боль. Наслаждение – цель жизни. Счастье и наслаждение – понятия тождественные. В связи с этим положением, Аристиппа считают основоположником гедонизма (от греч. ηδονή – наслаждение) – этического учения, рассматривающего наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения. Согласно Гегесию, неудовольствие, так или иначе, сопровождает удовольствие, наслаждение и боль неразрывно связаны. Жизнь невыносима, лучше умереть, гедонизм здесь превращается в свою полную противоположность. Кинизм – одна из сократических философских школ (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.). Стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к выработке определённого образа жизни. А.Н. Чанышев выделяет три основания кинизма: аскесис, апайдеусиа, аутаркейа, которые ведут к высшей ценности – свободе.Древнегреческое слово «аскесис» означало «упражнение, практика; образ жизни и образ мысли». Киники различали два вида аскесиса – для тела и для души. Однако их аскесис был чрезвычайно суров и представлял собой максимальное ограничение элементарных потребностей человека, привыкание к голоду, холоду, отказ от искусственных потребностей. Апайдеусиа связана с аскесисом и представляет собой нигилистическое отношение к человеческой культуре и правилам нравственности. Киники отрицали стыд, сознательно нарушали нормы приличия. Переоценивая такие явления, как необразованность, невоспитанность и некультурность, киники учили этого не стыдиться. Аутаркейа (автаркия) – независимость, самодостаточность, умение довольствоваться своим. Аскесис и апайдеусиа – средства; автаркия и вытекающая из неё свобода – цель. Киническая автаркия означала независимость от семьи и государства. Скептицизм (от греч. σκεπτικός – рассматривающий, исследующий) – направление древнегреческой философии, основанное Пирроном из Элиды в конце IV века до нашей эры. Представители скептицизма отрицали возможность достоверного знания и рациональное обоснование этических норм. Одна из центральных проблем – проблема счастья. Как стать счастливым? Для этого, по мнению Пиррона, надо ответить на три вопроса: 1) что такое то, что окружает нас? 2) как мы должны к этому окружающему относиться? 3) что должно следовать из должного отношения? Отвечая на первый вопрос, Пиррон приходит к выводу, что мы не можем знать, что такое мир; всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то». Из этого следует и отношение к миру: человек должен воздерживаться от каких-либо суждений о мире. А из этого, в свою очередь, следуют невозмутимость и безмятежность, спокойствие (атараксия). Стоицизм – школа древнегреческой философии, получившая свое название от портика (στоα) в Афинах. Основана Зеноном из Китона около 300 года до нашей эры. Вслед за Зеноном делили философию на физику, этику и логику, причём преимущество отдавалось логике. Стоики большое внимание уделяли слову и речи как выражению мысли, в этом смысле логика понимается как выражение логоса. Главные логические законы, и здесь стоики следуют за Аристотелем, - закон запрещения противоречия (никакое высказывание, предложение, суждение и их отрицание не могут одновременно быть истинными, другими словами, никакое предложение не может быть одновременно истинным и ложным) и закон тождества (любая законченная мысль, выраженная в определённой форме высказывания и имеющая определённое истинное значение, должна сохранять свою первоначальную форму и своё значение в некотором известном заранее или подразумеваемом контексте, А = А). Что же касается гносеологии, то проблема происхождения знания решалась сенсуалистически. Объективный мир познаваем. Физика стоиков основывается на признании того, что объективно существуют лишь тела. В основе сущего лежат четыре стихии: огонь и воздух (активная пара), вода и земля (пассивная пара). Первичная стихия – огонь; также большое значение придавалось смеси огня и воздуха – пневме. Всё возникает из огня (творческий огонь) и всё по прошествии мирового года (10800 лет) превращается в огонь (разрушительный огонь). После каждого «космического пожара» происходит возрождение космоса. Этика стоиков основывается на вере в разумность космоса и провидение. Стоик пребывает в умеренно-радостном настроении духа, поскольку понимает, что всё в целом хорошо, хотя в частях может быть и плохо. Стоики воспитывали в себе атараксию и апатию, повиновение судьбе. Основой счастливой и безмятежной жизни является бесстрастие (апатия). Страсть – противоестественное движение души. Существует четыре вида страстей: печаль, страх, вожделение и удовольствие. Страсти – общий источник четырёх видов зла: неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости. Говоря об этике стоиков в целом, следует отметить, что, по их мнению, от человека зависят не сами обстоятельства жизни, а лишь отношение к этим обстоятельствам. Неоплатонизм – последняя крупная философская система античности, завершающий этап развития античного платонизма. Основателем неоплатонизма обычно считают Плотина (3 век нашей эры). Неоплатоники (Плотин, Порфирий, Ямблих и др.) не претендовали на создание оригинального философского учения, а были ориентированы на истолкование сочинений Платона. Они довели до крайности противопоставление мира идей и мира вещей, стремились постичь потустороннее, сверхразумное и сверхбытийное первоначало всего сущего. Уже Плотином была разработана система понятий неоплатонизма: во главе иерархии бытия находится сверхсущее Единое. Единое, по Плотину, - это благо и свет, оно «не ведает ни в чём недостатка, довлеет самому себе, ни в чём не нуждается». Из «Единого как такового» проистекают (эманация) «Единое-многое», или Ум (Нус), и «Единое и многое», или Душа. Ум бытиен и множественен, в нём существует многое какмножество идей. Ум познаёт самого себя, одновременно мысля и творя своё содержание – идеи. Ум существует вне времени и процесс познания умом самого себя – вневременной процесс. Из Ума проистекает Душа. Она существует во времени, которое появляется именно благодаря Душе. Можно говорить о двух Душах: верхней, обращённой к Уму и не имеющей контакта с чувственным миром, и нижней, ориентированной на феноменальный мир. В целом, Душа – связующее звено между сверхчувственным и чувственным мирами. Феноменальный мир – это природа. Природа вне света Единого – тёмный материал (материя), который может быть отождествлён с небытием («мэон»). «Под небытием я не понимаю абсолютное не-существование, но только то, что отлично от реального существования» (Плотин). Материал противостоит свету как тьма и является источником зла. «Если вообще зло существует, то тогда оно должно корениться в области небытия» (Плотин). Рассуждения Плотина о Едином весьма условно можно представить в виде следующей схемы: Единое → Ум → Душа → Природа → Материя (небытие). Причём следует иметь в виду, что не только Единое нисходит во многое, но и многое, в том числе и материал (материя, небытие), стремится взойти к Единому как благу. «Благо – это то, от чего зависит и к чему стремится всё сущее, имея его своим началом и нуждаясь в нём» (Плотин). В наибольшей степени это стремление проявляется у человека. У каждого человека есть душа – часть Мировой души, и человек может преодолеть свою привязанность к феноменальному миру, стать выше. Для этого он должен жить в экстазе (греческое слово «экстазис» на русский язык можно перевести как «исступление»). В состоянии экстаза душа как бы «ис-ступает» из тела и сливается с «высшим Богом», а «сближение и воссоединение с всеобщим Богом есть для нас предельная цель»


12.01.2015; 19:11
хиты: 133
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь