Особенности философского познания.
Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством новых идеалов, норм и культурных ценностей.
Основные, исторически сложившиеся разделы:
- антология
- гносеология
- логика
- этика
- эстетика
- антропология
- социальная философия
- история философии
- философия религии
- методология
- философия науки.
Главные тенденции развития философии связаны с ...
осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.
Специфика понятийного аппарата в философии науки состоит в том, что философия стремится найти предельные основания всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание принимает вид не рассудочно упорядоченной схемы, а развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда известная сентенция: философии важен не только достигнутый результат, но и путь, ведущий к этому результату.
Неразрешимые вопросы с точки зрения теологии и науки оказываются предметом философии. Язык философии – нечто среднее между языком обыденности, снабженной категориями, и языком поэзии.
Философия – род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности, обладает национальной определенностью, обогащается за счет мирового философского опыта, и потому, как и любая наука, она интернациональна, имеет общечеловеческое всеединство.
Проблемное поле философии.
Основные проблемы философии – это проблемы связанные с познанием. Самым важным относящимся к познанию вопросом является то, познаваем ли мир вообще. Агностики утверждают, что понять его человеку никогда и ни за что не удастся, а гностики же уверяют, что человеческий разум не имеет границ, и рано или поздно ему откроются все тайны мирозданья.
Также философов интересует сущность самого познания, особенности познавательных процессов, отношения субъектов и объектов познания и так далее.
Философия не игнорирует методы познания, но все-таки отводит им второстепенную роль – сама суть данного процесса интересует философов намного больше.
Основные проблемы социальной философии.
Частично проблемы общества затрагиваются онтологией, однако онтология имеет свои вопросы, которые мало связаны с нравственностью, личностью, коллективом и прочим. Социальные качества человека изучаются отдельным разделом – то есть социальной философией.
Основные проблемы философии включают в себя и проблемы самого человека - то есть проблемы не личности, а конкретно индивида.
Структура философского знания.
Центральное ядро- метафизика.
Метафизика - учение о первоосновах сущего -«теоретическая» философия.
метафизика состоит из трех, тесно друг с другом связанных, частей:
онтологии (учения о бытии)
гносеологии (теории познания)
аксиологии (всеобщей теории ценностей).
Взаимоотношения между тремя разделами метафизики
Онтология - философское учение об истинных основаниях бытия;
Гносеология - учение об основаниях бытия истины;
Аксиология - учение о бытии истинных ценностей.
Онтология нацелена на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, выявляет всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых, оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта. Аксиология направлена на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений, в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается. Гносеология образует посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.