пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

7. Место России в мировой цивилизации: основные точки зрения на проблему.


Проблема определения русской цивилизации была поставлена в 30-е годы XIX века П.Я. Чаадаевым. В своем самом известном первом письме Чаадаев сформулировал отличительные черты российской цивилизации: мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого, при этом исключительность русского народа объясняется тем, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок». По существу феномен Чаадаева представлял собой в свернутом виде культур-философскую дилемму западничества и славянофильства.
«Славянофильство»
«Западничество»
«Евразийство»


40-е годы XIX века
40-е годы XIX века
Конец XIX - начало XX
Представители
Братья Аксаковы, Киреевский, Комиков
Кобелины, Чичерины, Чернышевский
Красавин, Трубецкой, Вернадский, Ильин, Флоровский, Гумилев
Основа
Панславянизм
Европоцентризм
Панмонголизм (скифство)
Суть
Объясняет специфику русской культурной истории как самобытную, берущую свое начало в русской общине.
Акцент на европейские корни русской цивилизации (Россия развивалась в одних ритмах с Европой).
Стояла на позициях цивилизованного синтеза Запада и Востока, которые и определяли сущностные характеристики русской культуры.
Отношение к петровским реформам
Резко отрицательное
Идеализация
Не сыграли существенной роли
Перспектива развития
Выработка своего русского пути развития, а русскому народу – особая миссия в мировой цивилизации.
Россия должна Þидти по западному пути, не изобретая велосипед. Общая судьба с мировой цивилизацией.
Рассматривала русскую культуру как самобытную с преобладанием азиатских элементов, в геополитике прежде всего восточная ориентация.




И «западники» и «славянофилы» были идеалистами: одни идеализировали Запад, другие – Россию, но и те и другие предполагали заведомо утопические пути разрешения реальных проблем русской культуры. В конечном итоге «западники» и «славянофилы», несмотря на противоположность их взглядов, могли существовать только в паре, так как это была особенность русской культуры, ее бинарная смысловая сущностьÞ евразийство, которое впитало эту двойственность.

 

17.01.2015; 17:01
хиты: 119
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь