пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

статьи для чтения:
» читать
Книги:
» "Политология" Сазонов Н.И.
» апгрейд обезьяны (для чтения)
8 семестр (госы):
» Теория политики
» Сравнительная политология
8 семестр (экзамены):
» Национальная безопасность
» Полит. менеджмент
» Охрана труда
» Государственное управление
» удали
» Європа міграція
8 семестр (зачёты):
» Теория партий и партийных систем
» Постмодерная политика
» Политическое лидерство
7 семестр:
» Кратология
» Терроризм и политика

США, политические идеи эпохи борьбы за независимость. Федерализм

1. Общая характеристика периода борьбы за независимость

Идеи Просвещения начали получать реальное воплощение в Америке в конце XVIII в. В отличие от Французской революции, причиной североамериканской революции были не экономический гнет или социальное ущемление, а вмешательство государства (Англии) в гарантированные законом права. Речь шла, прежде всего, о нарушении права, закрепленного в британском Обычном праве, на основании которого колонисты могли выступить против короля, если он нарушал закон, что по их убеждению и произошло.

Обострение противоречий привело к Войне за независимость 1775-1783 гг. По своему характеру со стороны колонистов она была справедливой, освободительной войной. Теория «общественного договора» и концепция «естественного права» человека обосновывали правомерность отделения колоний от метрополии. А принятая Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. Декларация независимости США, основным автором которой был Т. Джефферсон, не только обосновала отделение 13 колоний от Великобритании, но прямо сформулировала право граждан на сопротивление власти и впервые представила права человека как основную программу свободного общества. Второй Континентальный конгресс принял Статьи конфедерации (первую конституцию США). Она вступила в действие 1 марта 1781 г., а в 1787 г. была пересмотрена. Конституционный конвент утвердил новую редакцию конституции США. Из союза отдельных независимых штатов США стали федеративным государством. В 1791 г. вступил в действие Билль о правах – десять поправок и дополнений к конституции: о свободе слова, печати, совести и других основных правах. Таким образом, идеи Просвещения получили практическое воплощение: бывшие английские колонии создали на огромной территории новое государство.

После победы в войне за независимость, при обсуждении проекта Конституции в среде политической элиты США возникают два течения, вошедшие в историю под названием федералисты и республиканцы. Федералисты во главе с А.Гамильтоном стремились создать сильное централизованное правительство с главенством общенациональных интересов. Их противники добивались ограничений полномочий центра, усиления власти штатов и местного самоуправления, поскольку опасались, что концентрация власти приведет к замене демократии аристократией. Лидером республиканцев стал Т.Джефферсон. Спор федералистов и республиканцев, по сути, был спором о будущей форме государственного устройства США. Федералисты отстаивали английскую модель государства, а республиканцы выступали за демократическое развитие Америки.

 

2. Политические взгляды федералистов. А. Гамильтон

Под общим названием «федералисты» истории известна группа американских политиков и юристов, обосновавших в конце XVIII в. идею дальнейшего развития США как союзного государства с сильной властью федерального центра (отсюда и термин). Это - Дж. Вашингтон, Дж. Адамс, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон. 

Конституция 1787 г. во многом была воплощением их идей. Когда же нависла угроза срыва ратификации Конституции отдельными штатами, А. Гамильтон вместе с другими лидерами федералистов Дж. Мэдисоном и Дж. Джеем выступили в ее поддержку. Они опубликовали ряд статей (позднее вошедших в сборник «Федералист»). Авторы считали, что сильная центральная власть не приведет к тирании. Возражая опасениям республиканцев, вслед за Монтескьё полагавшим, что республика может существовать только на малой территории, они доказывали, что система представительной власти и разделение властей сохранят республику и свободы граждан. Только принятие Билля о правах, содержавших гарантии основных прав (свобода совести, собраний, организаций, неприкосновенность жилища) помогло федералистам добиться ратификации конституции штатами.

 

Александр Гамильтон (1757-1804гг.) родился на острове Невис (Виргинские острова). Его родители хотя и относились к местной аристократии, но были бедны и не смогли дать детям образования. С 11 лет Гамильтон зарабатывал на жизнь, служа приказчиком. В 1772 г. приехал в Нью-Йорк, c 1774 по 1775 г. на средства спонсоров обучался в Королевском колледже (будущий Колумбийский университете) Нью-Йорка. После окончания занимался юридической практикой, а с началом Войны становится ее активным участником. Быстро прошел путь от артиллериста до адъютанта Вашингтона. В 1782-1783 гг. и 1787-1788 гг. - член Конгресса, участвовал в работе Конституционного конвента. В 1789-1895 занимал пост министра финансов. Умер от ранения, полученного на дуэли.

Наиболее полно взгляды Гамильтона были изложены в выступлениях на Конституционном конвенте, а также в сборнике статей "Федералист".

Государство.

А.Гамильтон был сторонником элитистского подхода[1]к политике и считал, что общество разделено на две группы: избранная элита (богатые и родовитые) и большинство (основная масса народа).

Идеалом политического устройства для Гамильтона была Англия с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. На Конституционном конвенте, собравшемся для выработки конституции, он предложил создать авторитарное правительство во главе с пожизненно избираемым президентом, наделенным почти неограниченными полномочиями (исполнительная власть – главная). Это, по его мнению, должно было защитить республику от «неблагоразумия демократии», иначе – защитить интересы меньшинства от посягательств большинства. Федералисты не предполагали создавать деспотичное общество, где немногие будут управлять большинством. Они видели цель государства в поддержании социального мира во благо всей нации.

По мысли Гамильтона законодательная власть должна представлять собой двухпалатный парламент, где верхняя палата (сенат) должна быть ключевой. Сенаторы избираются пожизненно, а нижняя палата избирается на три года прямыми выборами, участие в которых принимают все белые мужчины.

Фактически Гамильтон был сторонником республики с олигархической формой правления, от наследственной конституционной монархии модель власти Гамильтона отличало только два момента: ее выборный характер и возможность импичмента. Поэтому такой проект с чрезмерной концентрацией власти в руках правителя (он являлся верховным главнокомандующим, имел право назначения должностных лиц, абсолютного вето, ему полагалось огромное жалованье и т.д.) не получил поддержки в ходе составления конституции. Однако Гамильтону удалось реализовать свой другой проект – необходимость судебного конституционного контроля.

Функция контроля над соответствием законодательства конституции возлагалась на судебную власть, исходя из того, что конституция - высший закон, и все противоречащие ей законы должны быть признаны судом недействительными. 

Гамильтону принадлежит также идея расширительного толкования Конституции. Когда Гамильтон занимал пост секретаря казначейства (министра финансов), возникла необходимость учреждения национального банка. По поводу полномочий правительства на этот счет Конституция безмолвствовала, и Гамильтон смог доказать, что кроме перечисленных в конституции полномочий «существуют и полномочия подразумеваемые, столь же реально делегируемые государству». Таким образом, возникают дополнительные полномочия, но только при условии, что в конституции не содержится прямого запрета. Это положение стало классическим для ныне существующего способа толкования конституции. 

 

3. Буржуазно-демократические и политические идеи

Т. Джефферсона и Т. Пэна (Т. Пейна)

К республиканцам обычно относят таких известных политических деятелей, как Б.Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пэн (Т.Пейн). По существу они являлись идеологами мелких собственников и отстаивали демократические завоевания.      

Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) родился в штате Виргиния в семье фермера. Получил образование в колледже, по окончании которого с 1767 занимался юридической практикой. В 1769-1774 гг. – член Виргинского законодательного собрания. В 1775-1776 гг. – член Континентального конгресса. В 1779-1881 гг. - губернатор Виргинии. Впоследствии Джефферсон занимал должность государственного секретаря в правительстве Дж. Вашингтона, был послом США во Франции, избирался вице-президентом в 1796 и дважды - президентом США (1800 и 1804). В 1809 г. по истечении срока президентских полномочий он ушел из политики и последние 17 лет жизни провел в своем имении в Виргинии. Там Джефферсон создал университет, где была образована и кафедра права. Умер он в день 50-летия подписания Декларации независимости США.

Джефферсон отличался разносторонними интересами: знал шесть языков, занимался историей, философией, агрономией, геологией, был архитектором и писателем. Он учредил национальные метеорологическую и гидрологическую службы, основал библиотеку Конгресса.

Основные произведения: памфлет «Общий обзор прав Британской Америки», в котором доказывал, что британский парламент не имеет права навязывать колониям принимаемые им законы, «Декларация независимости», «Билль о всеобщем распространении знаний», «Заметки о штате Виргиния».

Т. Джефферсон навсегда вошел в американскую историю как автор Декларации независимости, которую написал в 33 года. Основные положения Декларации он заимствовал из сочинения Дж.Локка «Два трактата о правлении», в чем его порой упрекали. 

Государство. Государство - продукт общественного договора. Поэтому власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, исходя из естественно-правовой доктрины, Джефферсон обосновывал не только правомерность отделения штатов от Англии, но и право народа изменить или элиминировать (удалить) правительство, если оно нарушает принципы общественного договора. 

Форма правления         . Идеалом для Джефферсона была децентрализованная республика, основанная на мелком фермерском хозяйстве. Он критиковал Монтескьё, считавшего, что для крупных государств больше всего подходит монархия. Как форму государственного устройства Джефферсон предпочитал конфедерацию, в которой широкие права штатов практически поглощали полномочия центральной власти. Подобно Локку он полагал лучшим то правительство, которое «меньше правит», выступал за сильную местную власть, развитое самоуправление. 

Т. Джефферсон отмечал, что «среди людей существует природная аристократия. Почва, на которой она вырастает, - это духовные достоинства и таланты». Однако в человеческом обществе имеется и «искусственная аристократия, чье положение основано на богатстве, родстве и происхождении и не связывается ни с душевными качествами, ни с талантами». Поэтому лучшей формой правления является та, которая обеспечивает чистый отбор… естественных, природных аристократов для занятия правительственных должностей.

Разделение власти. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть разделены. 

Государство и церковь. Особое значение Джефферсон придавал религиозной терпимости, отделению церкви от государства. В 1786 г. его проект Статута о религиозной свободе стал законом в Виргинии. Закон утверждал не только религиозную свободу, но также право на свободомыслие.

Право. Джефферсон считал очевидным, что все люди сотворены равными и имеют неотъемлемые права: на жизнь, свободу, стремление к счастью. Первоначальный текст Декларации содержал осуждение рабства и работорговли, однако это положение было вычеркнуто по настоянию южан-работорговцев. Хотя сам Джефферсон был крупным работорговцем (имел более 100 рабов и на волю их не отпустил), он называл рабство «отвратительным преступлением» и полагал, что оно противоречит естественному праву.

В Декларации среди неотъемлемых прав отсутствовало право частной собственности, т.к. идеолог Декларации Т. Пейн относил частную собственность к приобретенному, а не естественному праву.

 

Наиболее последовательным представителем буржуазно-демократического направления в политической мысли США периода борьбы за независимость был Томас Пэн (Пейн) (1737–1809 гг.). Выходец из бедной фермерской английской семьи, он в 1774 г. эмигрировал в Америку, где очень быстро выдвинулся в среде борцов за независимость колоний. 

Т. Пэн принимал активнейшее участие в освободительной войне волонтером в рядах революционной армии и выступал в печати против Англии, пропагандируя идею независимости. В 1781 г. он участвовал в делегации, ведшей от имени восставших колоний переговоры с французским правительством об оказании помощи в борьбе против Англии. 

Т. Пэн приветствовал победу французской буржуазной революции, заставшую его в Англии. В вышедшей в свет в 1791–1792 гг. большой работе «Права человека» он дал подробный анализ французской Декларации прав человека и гражданина и, комментируя этот документ, резко критиковал английскую конституцию. Книга Т. Пэна подверглась запрету в Англии, а он сам был вынужден бежать в революционную Францию, где был избран членом Конвента. 

Основные произведения: памфлет «Здравый смысл». Идеи памфлета нашли определенное отражение в Декларации независимости США 1776 г. Ряд прокламаций под общим названием «Американский кризис», «Права человека».

Государство.

Форма государства. Во всей своей деятельности и в своих произведениях Т. Пэн выступает как последовательный буржуазный демократ. Его политический идеал – это буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право. Он был страстным противником имущественного и других цензов, ограничивающих избирательные права граждан. 

В основе политических взглядов Т. Пэна лежало демократическое истолкование доктрины естественного права, которую он использовал для теоретического обоснования права угнетенных на восстание, на вооруженное сопротивление тирании. 

Он считал, что народ во все времена имеет присущее ему неотъемлемое право уничтожить любую форму правительства, которую он находит неподходящей. Т. Пэн последовательно проводит во всех своих работах мысль о правомерности народных революций против тиранических правительств. 

В трудах «Здравый смысл» и «Права человека» он выступает с резкой критикой монархической формы правления, указывая, что она является прямым унижением человеческого достоинства, нарушением естественных прав и свобод человека, насилием над ним. Ссылаясь на опыт истории Англии и других стран, Т. Пэн подчеркивает, что монархия и наследственность короны покрыли кровью и пеплом не только Англию, но и целый мир. У свободного народа, говорит он, не должно быть иного монарха, кроме закона как выражения народной воли. 

Исходя из тезиса, что все люди рождаются равными, обладающими одинаковыми и неотчуждаемыми естественными правами, Т. Пэн считает естественные права человека единственным источником и основанием его гражданских прав, возникающих из необходимости для него жить в обществе. Для Т. Пэна характерна трактовка правительства как политического учреждения, возникающего на базе общественного договора людей в интересах охраны их гражданских прав и свобод. Если бы не было этой необходимости, если бы все люди руководствовались в жизни принципами нравственности, то не нужно было бы и правительства. 

Наилучшее правительство, по его мнению, то, которое осуществляет охрану гражданских свобод и безопасности с наибольшими выгодами для всех членов общества и с наименьшими издержками для них. 

Наиболее целесообразной формой политической организации общества в этой связи Т. Пэн считал демократическую республику. 

Политика правительств, заинтересованных в войнах и захватах чужой территории, в получении прибылей и военной добычи, указывает он в памфлете «Права человека», неизбежно истощает терпение народов: «В таком положении, – пишет он, – и, основываясь на существующих примерах, следует ожидать революций. Они стали предметом всеобщего обсуждения и могут считаться стоящими в порядке дня». Энергично и страстно Т. Пэн выступает против политики разжигания войн, проводимой реакционными правительствами. Он считает, что всеобщий мир и общественный прогресс могут быть осуществлены лишь путем революционного изменения в системе правления.

Оценивая политические и правовые взгляды Джефферсона и Гамильтона, необходимо отметить весьма существенный момент. Впервые идеи западноевропейских мыслителей были конкретизированы в Конституции и Декларации независимости. Так, в Декларации независимости закреплены развитые Джефферсоном идеи народного суверенитета и право народа на революцию, а взгляды Гамильтона, сложившиеся под влиянием Локка и Монтескьё, стали теоретической основой конституции США 1787 г.


хиты: 354
рейтинг:0
Общественные науки
политология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь