пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

статьи для чтения:
» читать
Книги:
» "Политология" Сазонов Н.И.
» апгрейд обезьяны (для чтения)
8 семестр (госы):
» Теория политики
» Сравнительная политология
8 семестр (экзамены):
» Национальная безопасность
» Полит. менеджмент
» Охрана труда
» Государственное управление
» удали
» Європа міграція
8 семестр (зачёты):
» Теория партий и партийных систем
» Постмодерная политика
» Политическое лидерство
7 семестр:
» Кратология
» Терроризм и политика

Гла­ва 8 Са­мая нор­маль­ная кри­вая

А сей­час бу­дет спич про то, как эво­люция нас­ту­па­ет на сре­ду.

Она нас­ту­па­ет ши­роким фрон­том! Чет­ко обоз­на­чая нап­равле­ние глав­но­го уда­ра. Но ес­ли встре­ча­ет мощ­ное соп­ро­тив­ле­ние, оги­ба­ющим ма­нев­ром с флан­га об­хо­дит пре­пятс­твие и про­рыва­ет­ся впе­ред...

Это бы­ла ме­тафо­ра, как вы по­няли. Но очень близ­кая к су­ти про­ис­хо­дяще­го. Цель эво­люци­он­но­го нас­тупле­ния – зах­ват жиз­ненно­го прос­транс­тва. Эк­спан­сия. Фронт нас­тупле­ния сос­то­ит из «сол­дат» – сход­ных эле­мен­тов. Это мо­гут быть лю­ди, ви­русы, осо­би ка­кого-то ви­да, са­ми ви­ды... «Сол­да­ты» хо­тя и сход­ны, но не аб­со­лют­но иден­тичны. Элек­тро­ны, ска­жем, иден­тичны. Один элек­трон не­воз­можно от­ли­чить от дру­гого. А вот слож­ные объ­ек­ты, сос­то­ящие из мно­жес­тва элек­тро­нов, про­тонов и ней­тро­нов, ни­ког­да не бы­ва­ют со­вер­шенно тож­дес­твен­ны­ми. Они всег­да нем­но­го раз­ли­ча­ют­ся.

Ива­нов кра­сивый, а Пет­ров страш­ный. У них раз­ные от­пе­чат­ки паль­цев. Раз­ная дли­на но­са, чер­ты ли­ца, фор­ма ушей. Раз­ные рост, ха­рак­тер, осо­бен­ности ра­боты гор­мо­наль­ной сис­те­мы, при­род­ные склон­ности, вес, ово­лосе­ние, груп­па кро­ви, раз­мер бо­тинок – у од­но­го 39-й, у дру­гого 45 -й... Все лю­ди до бе­зоб­ра­зия раз­ные, и нет сре­ди них дво­их по­хожих. Иног­да, прав­да, у жен­щин рож­да­ют­ся од­но­яй­це­вые близ­не­цы (ге­нети­чес­кие ко­пии), но это ред­кое ис­клю­чение, а не пра­вило. К то­му же лю­ди, с близ­не­цами об­ща­ющи­еся, все рав­но раз­ли­ча­ют их по ка­ким-то ед­ва уло­вимым, но су­щес­тву­ющим приз­на­кам. Раз­ли­чия у сход­ных объ­ек­тов есть всег­да. Да­же у ко­пий. Две бан­кно­ты, вы­летев­шие из-под пе­чат­но­го стан­ка од­на за дру­гой, от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га не толь­ко но­мером, но и мик­роприз­на­ками.

И это ка­са­ет­ся не толь­ко лю­дей и бан­кнот. Нет двух тож­дес­твен­ных чер­вя­ков, лю­тиков, ры­бок, со­бак. За­чем при­роде нуж­ны от­кло­нения от сред­не­го? За­чем эво­люции нуж­но не­боль­шое раз­ли­чие в ли­цах за­во­евы­ва­ющих прос­транс­тво сол­дат?

А за­тем же, за­чем ей по­надо­билась смерть.

Смерть по­яви­лась тог­да, ког­да воз­никла жизнь. До это­го смер­ти не бы­ло. Ка­мень, нап­ри­мер, ве­чен. Азай­чик смер­тен. Смерть – свой­ство жи­вых субъ­ек­тов. Ко­неч­но, ка­мень то­же мож­но рас­кро­шить, но это не бу­дет смертью. По­тому что смерть – это не слу­чай­ное, а зап­рограм­ми­рован­ное унич­то­жение объ­ек­та че­рез ка­кой-то срок. Для че­го по­надо­билась та­кая хит­рая шту­ка, как са­молик­ви­дация? По­чему бы эво­люции не соз­дать веч­но­живых, аб­со­лют­но оди­нако­вых, раз­мно­жа­ющих­ся де­лени­ем су­ществ? Ведь без смер­ти за­пол­не­ние жиз­ненно­го прос­транс­тва пой­дет го­раз­до быс­трее!.. Да, быс­трее, но это бу­дет эк­стен­сивный путь. Путь про­иг­ры­ша в ка­чес­тве. Так­ти­чес­кий вы­иг­рыш при стра­теги­чес­ком про­иг­ры­ше. Веч­ные, со­вер­шенно оди­нако­вые бол­ванчи­ки про­иг­ра­ют в эк­спан­сии смер­тным и пос­то­ян­но об­новля­ющим­ся. И вско­ре ока­жут­ся сож­ранны­ми. Тот, кто не ме­ня­ет­ся, – не прис­по­саб­ли­ва­ет­ся к ме­ня­ющим­ся ус­ло­ви­ям жиз­ни и про­иг­ры­ва­ет. Его сти­ра­ет ли­бо из­ме­нив­ша­яся сре­да (по­теп­ле­ние, по­холо­дание, из­ме­нение влаж­ности, нас­тупле­ние мо­ря...), ли­бо кон­ку­рен­ты.

Смерть поз­во­ля­ет эво­люции быс­тро ме­нять фи­гуры на дос­ке. Од­но по­коле­ние, дру­гое, третье... Той же це­ли слу­жит дву­полое раз­мно­жение. Единс­твен­ное, для че­го при­рода «при­дума­ла» по­ловое раз­мно­жение, – это рез­кое по­выше­ние раз­но­об­ра­зия, ко­торое дос­ти­га­ет­ся пу­тем сме­шива­ния раз­ных приз­на­ков – от от­ца и ма­тери. Пос­то­ян­ная мо­за­ика, ко­торая еще и до­пол­ня­ет­ся му­таци­ями. Му­тации – это би­оло­гичес­кие флук­ту­ации. Не­оп­ре­делен­ность в жи­вом ми­ре. Или, поп­росту го­воря, ошиб­ки в пос­тро­ении мо­лекул. Аб­со­лют­ное боль­шинс­тво му­таций в ге­нах воз­ни­ка­ет из-за теп­ло­вого дви­жения мо­лекул, и лишь ма­лая часть – по иным при­чинам (ра­ди­ация, му­таген­ные ве­щес­тва, пос­ту­па­ющие с пи­щей...) Од­на ма­лень­кая ошиб­ка в по­ложе­нии ка­кого-ни­будь фос­фо­ра в длин­ной мо­леку­ле ДНК, од­на ма­люсень­кая оши­боч­ка, ве­ро­ят­ность ко­торой су­щес­тву­ет всег­да (мик­ро­мир есть мик­ро­мир), – и мы по­луча­ем ор­га­низм с но­вым мор­фо­логи­чес­ким приз­на­ком.

Уз­на­ете? Это же стран­ный ат­трак­тор – ма­лое воз­му­щение, вы­зыва­ющее боль­шое из­ме­нение в судь­бе! Точ­кой би­фур­ка­ции здесь яв­ля­ет­ся мо­мент раз­мно­жения. Так слу­чай­нос­ти на мик­ро­уров­не при­рода вклю­чила в ра­боту на мак­ро­уров­не.

Смерть. Дву­полое раз­мно­жение. Му­тации... Все это слу­жит толь­ко и ис­клю­читель­но для по­выше­ния раз­но­об­ра­зия, ни для че­го боль­ше. «Раз­но­об­ра­зие» – ки­бер­не­тичес­кий тер­мин. Раз­но­об­ра­зие для ки­бер­нетки все рав­но что мно­жес­тво для ма­тема­тики – од­но из ос­новных не­оп­ре­дели­мых по­нятий.

Раз­но­об­ра­зие ка­честв жи­вот­ных – инс­тру­мент борь­бы с ме­ня­ющи­мися ус­ло­ви­ями при­род­ной сре­ды. На­бор от­мы­чек. Пос­то­ян­ный под­бор клю­чей. Се­год­ня хо­роши и вос­тре­бова­ны та­кие фор­мы, а зав­тра из­ме­нились ус­ло­вия, и ста­ли вос­тре­бова­ны иные, ра­нее быв­шие в за­гоне и в мень­шинс­тве. Се­год­ня ком­фор­тнее жить ди­нозав­рам, и они ца­рят на пла­нете, а мле­копи­та­ющие – мел­кие и нем­но­гочис­ленные – бол­та­ют­ся где-то на зад­ворках. Но вот ус­ло­вия по­меня­лись. И в но­вых ус­ло­ви­ях та­кие боль­шие хо­лод­нокров­ные, как ди­нозав­ры, су­щес­тво­вать не мо­гут, они вы­мира­ют, ос­во­бож­дая эко­логи­чес­кие ни­ши для теп­локров­ных. И те за­во­евы­ва­ют пла­нету. Там, где раз­би­та ос­новная нас­ту­па­ющая груп­па, впе­ред вы­рыва­ет­ся ре­зерв, оги­ба­ющий пре­пятс­твие с флан­га.

Раз­но­об­ра­зие – это бо­евой ре­зерв при­роды «на вся­кий слу­чай».

Но что­бы ход эво­люции не прек­ра­тил­ся, на мо­мент кри­зиса в по­пуля­ции уже дол­жны при­сутс­тво­вать те, кто вче­ра еще чис­лился в а­ут­сай­де­рах, а се­год­ня стал вос­тре­бован­ным в но­вых ус­ло­ви­ях. Дик­та­тор­ские, то­тали­тар­ные ре­жимы по­тому и от­ли­ча­ют­ся ма­лой ис­то­ричес­кой жи­вучестью, что да­вят внут­ри се­бя вся­кое ина­комыс­лие, то есть раз­но­об­ра­зие. А оно – клю­чевой фак­тор вы­жива­ния. Го­воря о еди­ной на­ции как о мо­ноли­те, ко­торый всех вра­гов сок­ру­шит, дик­та­торы дей­стви­тель­но прев­ра­ща­ют стра­ну в мо­нолит – бес­при­мес­ный, твер­дый. Но хруп­кий. Дос­то­инс­тво, как из­вес­тно, об­ратная сто­рона не­дос­татка, и на­обо­рот. Хруп­кость – об­ратная сто­рона твер­дости. Аб­со­лют­но твер­дый ма­тери­ал су­щес­тво­вать не мо­жет, он мгно­вен­но лоп­нет и раз­ле­тит­ся на мель­чай­шие ос­колки, по­тому что он так же аб­со­лют­но хру­пок – для взры­ва ему дос­та­точ­но бу­дет тол­чка собс­твен­ных мо­лекул, ко­леб­лю­щих­ся под воз­дей­стви­ем теп­ла.

Твер­дая го­сударс­твен­ная сис­те­ма, спло­чен­ность на­ции вок­руг од­ной идеи и од­но­го ли­дера хо­роши лишь в ус­ло­ви­ях вой­ны с дру­гими по­доб­ны­ми сис­те­мами, но та­кое го­сударс­тво не име­ет пер­спек­тив мир­но­го раз­ви­тия, по­тому что не­гиб­ко, неп­ластич­но. Мо­нолит не про­рас­тет в бу­дущее. В бу­дущее мо­жет про­рас­ти гиб­кая вет­ка – мяг­кая и струк­турно бо­лее слож­ная, не­жели ка­мень. Раз­но­об­ра­зие об­щес­тва – это про­дукт тер­пи­мого от­но­шения к «ина­ким» лю­дям. С дру­гим цве­том ко­жи, ти­пом мыш­ле­ния, сек­су­аль­ны­ми пред­почте­ни­ями, ве­рой, иде­ями... Раз­но­об­ра­зие идей – са­мое боль­шое бо­гатс­тво ци­вили­зации.

А идеи – удел мо­лодых. Прог­ресс дви­жут мо­лодые. Эй­нштей­ну бы­ло не силь­но за двад­цать, ког­да он при­думал свою те­орию от­но­ситель­нос­ти. Фран­цуз­ский ма­тема­тик Эва­рист Га­луа соз­дал свою те­орию групп, опе­редив­шую вре­мя на сот­ню лет, ког­да ему бы­ло 19. Лер­монто­ву бы­ло 28, ког­да его уби­ли на ду­эли, а пос­мотри­те на ко­личес­тво то­мов его пол­но­го соб­ра­ния со­чине­ний. Мен­де­ле­еву бы­ло 35, ког­да он от­крыл пе­ри­оди­чес­кую таб­ли­цу хи­мичес­ких эле­мен­тов. Эй­лер стал ака­деми­ком в 26 лет... Ре­волю­ци­оне­ры всег­да мо­лоды!

Не­кото­рые меч­та­ют о бес­смер­тии. Пред­ставь­те се­бе за­кос­невшее об­щес­тво веч­ных ста­риков (пусть да­же би­оло­гичес­ки им бу­дет лет со­рок-пять­де­сят). Спо­кой­ное, удов­летво­рен­ное, ни­куда не рву­ще­еся. По­ловой гор­мон тес­тосте­рон уже не иг­ра­ет в кро­ви, тре­буя де­кадан­са, бо­рения, под­ви­гов и т. п... Каж­дый из них все уже дав­ным-дав­но сде­лал в этой жиз­ни. А ес­ли твор­ческие по­тен­ции у ко­го-то еще ос­та­лись, их ни­ког­да не поз­дно про­явить, ведь впе­реди – веч­ность! Ку­да спе­шить-то?..

Толь­ко смерть зас­тавля­ет нас спе­шить: «Мне уже со­рок! А что я сде­лал?!.»

Впро­чем, со­об­щес­тво веч­ных су­ществ, ес­ли бы та­кие и соз­да­ла при­рода, ни­ког­да не до­жило бы до ци­вили­зации. За­пол­нив со­бой всю эко­логи­чес­кую ни­шу, веч­ные не­из­бежно нач­нут по­жирать собс­твен­ное по­томс­тво – что­бы из­ба­вить­ся от кон­ку­рен­тов на эко­логи­чес­кую ни­шу. Лишь собс­твен­ная смер­тность зас­тавля­ет ма­ло-маль­ски за­ботить­ся о по­томс­тве. По­тому что это единс­твен­ный спо­соб прод­лить се­бя в веч­ность. Спо­соб «кри­вой», как фе­дераль­ный но­мер мо­биль­ной свя­зи, но ино­го нет.

Цель ви­да – сох­ра­нить­ся и про­дол­жить се­бя в бу­дущее как мож­но даль­ше. И для это­го луч­ше, ес­ли осо­би бу­дут смер­тны­ми. И раз­но­об­разны­ми.

Раз­но­об­ра­зие под­чи­ня­ет­ся оп­ре­делен­но­му за­кону, ко­торый на­зыва­ет­ся за­коном нор­маль­но­го рас­пре­деле­ния. Ма­тема­тичес­кое его вы­раже­ние пред­став­ле­но в эпиг­ра­фе. Пос­мотре­ли? Этой фор­му­лой опи­сыва­ет­ся та­кая вот ко­локо­ло­об­разная кри­вая.

 

 

 

Наз­ва­ние за­кона го­ворит са­мо за се­бя. По та­кому за­кону в при­роде рас­пре­деля­ют­ся свой­ства мно­гочис­ленных сход­ных объ­ек­тов. Ес­ли свой­ства ук­ла­дыва­ют­ся в та­кую вот кри­вую, это нор­маль­но.

Пос­мотри­те на гра­фик. По го­ризон­та­ли от­ло­жен лю­бой приз­нак, нап­ри­мер рост взрос­ло­го муж­чи­ны. По вер­ти­кали – чис­ло объ­ек­тов с та­ким приз­на­ком. Ме­ди­ана (сред­няя ли­ния гра­фика) – сред­ний рост в по­пуля­ции. По су­ти, кри­вая нор­маль­но­го рас­пре­деле­ния по­казы­ва­ет ха­рак­тер от­кло­нения от сред­не­го. Муж­чин с очень боль­шим рос­том и с очень ма­лым – сов­сем чуть-чуть. Боль­ше все­го лю­дей со сред­ним рос­том и близ­ким к не­му. Чем боль­ше от­кло­нение от сред­не­го – тем мень­ше чис­ло та­ких объ­ек­тов или, что то же са­мое, – тем мень­ше ве­ро­ят­ность най­ти объ­ект с по­доб­ным от­кло­нени­ем.

... По та­кой же кри­вой рас­пре­деля­ет­ся IQ – ко­эф­фи­ци­ент ин­теллек­та в по­пуля­ции. (Сред­ний ко­эф­фи­ци­ент ин­теллек­та для че­лове­чес­кой по­пуля­ции ра­вен 100.) Вот ре­зуль­тат од­но­го из ин­тернет-за­меров IQ.

1д = 65-664чел. IQ = 97-4782 чел. IQ = 129 – 3225 чел.

IQ = 71 – 1352 чел. IQ = 103 – 5136 чел. IQ = 135 – 2480 чел.

IQ = 77 – 2377 чел. IQ = 110 – 4941 чел. IQ = 142 – 1763 чел.

IQ = 84 – 3441 чел. IQ = 116 – 4574 чел. IQ = 148 – 963 чел.

IQ = 90 – 4413 чел. IQ = 122 – 4016 чел. IQ = 155 – 437 чел.

По га­ус­си­ане ло­жат­ся сна­ряды вбли­зи от точ­ки при­цели­вания.

По га­ус­си­ане рас­пре­деля­ет­ся чис­ло букв (стра­ниц) в вы­пус­ка­емых ци­вили­заци­ей кни­гах.

По га­ус­си­ане рас­пре­деля­ет­ся ве­ро­ят­ность об­на­руже­ния час­ти­цы в ка­кой-ли­бо точ­ке прос­транс­тва (по су­ти, за­кон Га­ус­са – это все­го лишь от­ра­жение вол­но­вой фун­кции мик­ро­мира в мак­ро­мире).

По га­ус­си­ане рас­пре­деля­ет­ся ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние в по­пуля­ции.

По га­ус­си­ане рас­пре­деля­ет­ся раз­мер ша­риков, ко­торые де­ла­ют на ша­рико­под­шипни­ковом за­воде для под­шипни­ков... В тех­ни­ке, ме­дици­не и про­чем прик­ладном де­ле на гра­фике нор­маль­но­го рас­пре­деле­ния про­водят две вер­ти­каль­ные ли­нии, от­се­ка­ющие край­ние зна­чения кри­вой, – ша­рики, ле­жащие спра­ва или сле­ва от этих ли­ний, счи­та­ют­ся бра­ком, пос­коль­ку не ук­ла­дыва­ют­ся в за­дан­ные тех­но­лога­ми раз­ме­ры. Но про­веде­ние «гра­ницы нор­мы» – де­ло про­из­воль­ное. Мож­но ли счи­тать че­лове­ка с рос­том 195 см или ко­эф­фи­ци­ен­том ин­теллек­та 143 не­нор­маль­ным? Это за­висит от ва­шего вку­са – от то­го, как вы за­хоти­те про­вес­ти ог­ра­ничи­тель­ные ли­нии стан­дарта. Ес­ли вам хо­чет­ся, что­бы в нор­му ук­ла­дыва­лось 95 % по­пуля­ции, зна­чит все, что по­пада­ет в 5 %, – «ано­малия». Тог­да и 195 см, и 143 IQ – не­нор­маль­ность. Но во­об­ще-то, оба эти зна­чения ле­жат на кри­вой нор­маль­но­го рас­пре­деле­ния.

Так что нор­ма и не­нор­ма – все­го лишь де­ло вку­са. Воп­рос про­веде­ния гра­ниц.

Ка­кие следс­твия вы­тека­ют из за­кона нор­маль­но­го рас­пре­деле­ния? Ну, вот, нап­ри­мер, од­но из них: про­паган­да ни­ког­да не смо­жет объ­ять всех жи­телей боль­шой стра­ны. Всег­да ос­та­нут­ся лю­ди, не ох­ва­чен­ные ин­форма­ци­ей. При­мер. Ка­залось бы, кто в Рос­сии не зна­ет Га­гари­на? Од­на­ко оп­ро­сы об­щес­твен­но­го мне­ния по­казы­ва­ют, что в об­щес­тве есть лю­ди, ко­торые не зна­ют, кто та­кой Га­гарин. (С дру­гой сто­роны кри­вой на­ходят­ся лю­ди, ко­торые очень мно­го зна­ют о Га­гари­не, но их то­же край­не ма­ло.)

При боль­шом ко­личес­тве на­рода мы, по­ис­кав, най­дем то­го, кто не зна­ет, что дваж­ды два – че­тыре. Та­кие лю­ди есть сре­ди сла­бо­ум­ных, нап­ри­мер. (Или вы их уже за лю­дей не счи­та­ете?)

Еще од­ним от­ра­жени­ем за­кона нор­маль­но­го рас­пре­деле­ния яв­ля­ет­ся «за­кон Ни­коно­ва», как я его скром­но на­зываю. Мой за­кон зву­чит так: «Вся­кая зна­чимая за­виси­мость но­сит экс­тре­маль­ный ха­рак­тер».

Кри­вые с мак­си­мумом (или ми­ниму­мом) на­зыва­ют экс­тре­маль­ны­ми. А горб (впа­дина) на кри­вой но­сит наз­ва­ние экс­тре­мума.

По­яс­ню на при­мере. Ес­ли вы слы­шите от ко­го-то фра­зу ти­па «чем боль­ше пь­ешь, тем ху­же для здо­ровья», знай­те: фра­за оши­боч­на. По­тому что че­ловек стро­ит здесь пря­мую про­пор­ци­ональ­ную за­виси­мость. А это чрез­мерное уп­ро­щение при­род­ных про­цес­сов, зна­чимая за­виси­мость дол­жна быть по­хожа не на пря­мую, а на га­ус­си­ану, то есть иметь экс­тре­мум. Пря­мая же про­пор­ци­ональ­ная за­виси­мость мо­жет сра­ботать толь­ко в пер­вом приб­ли­жении – ког­да оба со­бесед­ни­ка при­мер­но оди­нако­во очер­чи­ва­ют для се­бя гра­ницы ее при­мене­ния. Ес­ли же один из них вы­ходит за «об­ласть оп­ре­деле­ния фун­кции», у со­бесед­ни­ков слу­ча­ет­ся не­сог­ла­сие.

Раз­дви­нув рам­ки пи­тия от ну­ля до бес­ко­неч­ности, мы уви­дим, что есть не­кий оп­ти­мум ал­ко­голя для здо­ровья. Ес­ли вы пь­ете боль­ше это­го зна­чения, по­луча­ет­ся вред здо­ровью. Но и ес­ли вы пь­ете мень­ше, то­же вы­ходит вред! Оп­ти­мум пи­тия ле­жит где-то в рай­оне ста­кана крас­но­го ви­на в день (что эк­ви­вален­тно стоп­ке вод­ки). По ста­тис­ти­ке, пь­ющие око­ло ста­кана крас­но­го ви­на в день мень­ше стра­да­ют от сер­дечно-со­судис­тых за­боле­ваний и жи­вут доль­ше.

Фра­за «чем боль­ше пь­ешь, тем ху­же для здо­ровья» яв­но ска­зана че­лове­ку, че­рес­чур ув­ле­ка­юще­муся спир­тным. Она ра­бота­ет толь­ко в об­ласти пра­вее оп­ти­мума. Ес­ли вы на­чер­ти­те гра­фик смер­тнос­ти в за­виси­мос­ти от ко­личес­тва вы­пива­емо­го спир­та в день, он бу­дет по­хож на га­ус­си­ану. С гор­бушкой оп­ти­маль­но­го питья в рай­оне при­мер­но 30 г чис­то­го спир­та в день.

Зна­чимые экс­тре­маль­ные за­виси­мос­ти, о ко­торых я тут го­ворю, яв­ля­ют­ся прос­то от­ра­жени­ями кри­вой нор­маль­но­го рас­пре­деле­ния.

«Чем боль­ше ты за­нима­ешь­ся спор­том, тем луч­ше...» Ложь. За­виси­мость здо­ровья от спор­та экс­тре­маль­на. Есть не­кий оп­ти­мум за­нятий, а при его пре­выше­нии на­чина­ют­ся пе­рег­рузки и про­фес­си­ональ­ные бо­лез­ни (при­сущие всем про­фес­си­она­лам, в том чис­ле и спорт­сме­нам).

«Чем боль­ше мощ­ность движ­ка, тем луч­ше тач­ка!..» Ко­неч­но, нет. За­виси­мость экс­тре­маль­на. Пос­ле не­кото­рого по­выше­ния мощ­ности уп­равля­емость ма­шиной рез­ко ухуд­ша­ет­ся. Счи­тан­ные де­сят­ки лю­дей на Зем­ле мо­гут уп­равлять фор­му­лой-1 и по­лучать при этом не толь­ко стресс, но и удо­воль­ствие. Ес­ли же на ма­шину пос­та­вить ра­кет­ный дви­гатель, вмес­то удо­воль­ствия слу­чит­ся до­воль­но быс­трая по­гибель.

Та же ис­то­рия с чис­то­той те­ла и жи­лища. В оп­ре­делен­ных пре­делах ги­ги­ена по­лез­на, она спа­са­ет от бо­лез­ней. Но толь­ко в оп­ре­делен­ных. По­тому что из­бы­ток сте­риль­нос­ти ве­дет к бо­лез­ням – ал­лерги­ям. Ког­да ис­пы­ту­емых (этот опыт про­води­ли с кос­мо­нав­та­ми) по­меща­ли в сте­риль­ную сре­ду, у со­вер­шенно здо­ровых лю­дей на­чина­лись ал­лерги­чес­кие ре­ак­ции. Им­мунной сис­те­ме нуж­но с чем-то бо­роть­ся. Ког­да бо­роть­ся не с чем, она на­чина­ет кру­шить что ни по­падя.

По ста­тис­ти­ке, раз­ны­ми ал­лерги­ями стра­да­ют 38 % взрос­ло­го на­селе­ния пла­неты. Осо­бен­но это ха­рак­терно для раз­ви­тых стран во­об­ще и Япо­нии в час­тнос­ти. Там все бук­валь­но по­меша­ны на чис­то­те и бо­яз­ни мик­ро­бов – да­же для компь­ютер­ных мы­шек ста­ли де­лать ин­ди­виду­аль­ные ги­ги­ени­чес­кие че­холь­чи­ки. Од­но­разо­вые. Да и ев­ро­пей­цы нем­но­гим луч­ше. Пом­ню, ког­да я был в по­селе­нии бе­ду­инов в Са­харе, нас стро­го-нас­тро­го пре­дуп­ре­дили: нель­зя пить во­ду, ко­торую пь­ют або­риге­ны. Ев­ро­пей­ский же­лудок с мес­тны­ми мик­ро­бами в сы­рой во­де не спра­вит­ся – из­не­жен.

Та же ис­то­рия с пси­хичес­ки­ми за­боле­вани­ями. Чем ком­фор­тнее жизнь в стра­не, тем боль­ше в ней ши­зы, са­мо­убий­ств, деп­рессий. А на вой­не не толь­ко деп­рессий нет, но и ан­ги­нами лю­ди не бо­ле­ют. В экс­тре­маль­ных си­ту­аци­ях ор­га­низм мо­били­зу­ет­ся. В ком­фор­тных – рас­слаб­ля­ет­ся. Вот и вы­бирай­те – вой­на или нас­морк...

Так что вся­кий раз, ког­да со­бесед­ник пы­та­ет­ся скло­нить вас к че­му-ли­бо, на­рисо­вав пря­мую про­пор­ци­ональ­ную за­виси­мость (или об­ратно про­пор­ци­ональ­ную, все рав­но), по­думай­те нем­но­го, и вы, ско­рее все­го, най­де­те, что фун­кция, о ко­торой он го­ворит, экс­тре­маль­на. И ва­ша за­дача – оп­ре­делить оп­ти­мум, а не под­да­вать­ся эмо­ци­ям.

Ес­ли же вам не уда­лось пред­ста­вить фун­кцию в «гор­ба­том» ви­де, од­но из двух: ли­бо вы не­кор­рек­тно оп­ре­дели­ли за­виси­мос­ти и пос­та­вили гра­ницы, ли­бо фун­кция нез­на­чима, плюнь­те на нее.


15.01.2016; 16:48
хиты: 246
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь