пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

статьи для чтения:
» читать
Книги:
» "Политология" Сазонов Н.И.
» апгрейд обезьяны (для чтения)
8 семестр (госы):
» Теория политики
» Сравнительная политология
8 семестр (экзамены):
» Национальная безопасность
» Полит. менеджмент
» Охрана труда
» Государственное управление
» удали
» Європа міграція
8 семестр (зачёты):
» Теория партий и партийных систем
» Постмодерная политика
» Политическое лидерство
7 семестр:
» Кратология
» Терроризм и политика

Гла­ва 11 Жел­тый кар­лик

В 1964 го­ду ты­сячи хи­миков на пла­нете Зем­ля слов­но сош­ли с ума. Ежед­невно, в од­но и то же вре­мя по Грин­ви­чу, они с упорс­твом мань­яков раз за ра­зом вос­про­из­во­дили прос­тей­ший школь­ный опыт – смот­ре­ли на ре­ак­цию осаж­де­ния ок­сихло­рида вис­му­та в кол­ло­ид­ном рас­тво­ре. Каж­дый их них на­изусть знал, что по­луча­ет­ся в ре­зуль­та­те ре­ак­ции, и не это их ин­те­ресо­вало. Их бес­по­ко­ила ско­рость осаж­де­ния. При­вык­шие всю жизнь сле­дить за ре­зуль­та­том, а не за про­цес­сом, они вдруг, пос­ле не­ожи­дан­но­го док­ла­да од­но­го италь­ян­ско­го про­фес­со­ра на на­уч­ной кон­фе­рен­ции в Ле­нин­гра­де, впер­вые за всю ис­то­рию об­ра­тили вни­мание не на ре­зуль­тат, а на про­цесс. И бы­ли по­раже­ны...

Ока­залось, что ско­рость ре­ак­ции с каж­дым днем ме­нялась! При­чем ме­нялась она од­новре­мен­но в Чи­ли и Ан­глии, Япо­нии и Ка­наде... Кри­вые па­рал­лель­но под­ска­кива­ли и па­дали. Ско­рость ре­ак­ции не за­висе­ла от стра­ны, она за­висе­ла... не­понят­но от че­го. Был ка­кой-то внеш­ний фак­тор, ко­торый вли­ял на ско­рость про­тека­ния ре­ак­ций в вод­ных рас­тво­рах. И бы­ло яс­но, что этот за­гадоч­ный не­уч­тенный фак­тор не мог не вли­ять на ре­ак­ции в ор­га­низ­ме че­лове­ка, пос­коль­ку че­ловек на 70 % – из во­ды. Бо­лее то­го, на­иболь­шее вли­яние этот икс-фак­тор дол­жен был ока­зывать имен­но на ско­рость би­охи­мичес­ких ре­ак­ций в моз­ге, пос­коль­ку со­дер­жа­ние во­ды в се­ром ве­щес­тве – 90 %! И это уже пу­гало, ведь би­охи­мичес­кие ре­ак­ции ор­га­низ­ма по-ино­му на­зыва­ют­ся жизнью, а би­охи­мичес­кие ре­ак­ции в моз­ге – мыш­ле­ни­ем. Ка­ково на­ше мыш­ле­ние, та­ково и по­веде­ние. Так кто или что дер­га­ет лю­дей-ма­ри­оне­ток за не­види­мые ни­точ­ки хи­мичес­ких ре­ак­ций? Что уп­равля­ет на­ми? Ка­кой та­кой за­гадоч­ный фак­тор, на ко­торый рань­ше прос­то не об­ра­щали вни­мания?

По­копав­шись в ис­то­рии на­уки, уче­ные вы­яс­ни­ли, что неч­то по­доб­ное про­ис­хо­дило и рань­ше. В да­леком 1935 го­ду япон­ский про­фес­сор Та­ката, эк­спе­римен­ти­руя с че­лове­чес­кой кровью, от­крыл ре­ак­цию фло­кул­ля­ции (осе­дания) аль­бу­минов. Аль­бу­мины – это бел­ки кро­ви. В про­бир­ке они вы­пада­ли кра­сивы­ми крас­ны­ми хлопь­ями – фло­кул­ли­рова­ли. Ф-ре­ак­ция Та­кате очень пон­ра­вилась. Ана­лиз кро­ви поз­во­лял вы­яв­лять не­кото­рые бо­лез­ни. Но преж­де чем пред­ло­жить свое от­кры­тие на­уч­ной об­щес­твен­ности и ме­дикам, Та­ката с япон­ской тща­тель­ностью ре­шил как сле­ду­ет все изу­чить. Бед­ня­га в тот мо­мент и по­думать не мог, что изу­чение за­тянет­ся поч­ти на двад­цать лет и пос­та­вит пе­ред Та­катой и всем че­лове­чес­твом мас­су воп­ро­сов.

В один прек­расный день Ф-ре­ак­ция у до­норов вдруг на­чала рас­ти. При этом ни­каких сим­пто­мов бо­лез­ни ни у ко­го не бы­ло, но у всех по­допыт­ных яв­но пош­ли в ор­га­низ­мах ка­кие-то оди­нако­вые про­цес­сы. Ме­нялись до­норы, вре­мя су­ток, ме­нялись мес­та эк­спе­римен­тов – Та­ката брал кровь в ла­бора­тории, в глу­бокой шах­те, в са­моле­те, в ба­рока­мере... Он да­же на вся­кий слу­чай про­вода­ми за­зем­лял ис­пы­ту­емых, что­бы ис­клю­чить вли­яние ста­тичес­ко­го элек­три­чес­тва от раз­ной одеж­ды ис­пы­ту­емых. На­чалась и за­кон­чи­лась Вто­рая ми­ровая вой­на, упа­ли на Япо­нию атом­ные бом­бы, а Та­ката все эк­спе­римен­ти­ровал. Про­фес­сор ис­кал не­уч­тенный фак­тор вли­яния и пы­тал­ся ис­клю­чить его. И не на­ходил. «Кри­вые кро­ви» у раз­ных лю­дей год за го­дом, слов­но в нас­мешку, ко­леба­лись син­хрон­но, где бы ни про­водил­ся эк­спе­римент. Кто ди­рижи­ровал ор­кес­тром?

В кон­це кон­цов Та­ката на­шел при­чину! Сна­чала япон­цу уда­лось уло­вить су­точ­ную за­коно­мер­ность ко­леба­ний – ре­ак­ция вы­рас­та­ла за семь ми­нут до ас­тро­номи­чес­ко­го вос­хо­да и па­дала ночью. Рос­ла во вре­мя сол­нечных зат­ме­ний. Па­дала при по­яв­ле­нии на Сол­нце пя­тен.

Сол­нце!..

Ви­нов­ник был най­ден, а ре­зуль­та­ты япон­ско­го ис­сле­дова­теля... за­быты. Вра­чам не бы­ло де­ла до звезд, ас­тро­номам – до ме­дици­ны, пос­ле­во­ен­ная Япо­ния толь­ко-толь­ко под­ни­мала эко­номи­ку. А меж­ду тем на ре­зуль­та­ты ис­сле­дова­ний сле­дова­ло бы об­ра­тить са­мое прис­таль­ное вни­мание...

Как из­вес­тно, ис­точни­ком прак­ти­чес­ки всей энер­гии, ко­торой поль­зу­ет­ся на­ша ци­вили­зация, яв­ля­ет­ся Сол­нце. При­чина и дви­гатель зем­ной эво­люции – то­же Сол­нце. Не­даром древ­ние счи­тали бо­га Сол­нца глав­ным в язы­чес­ком пан­те­оне и усер­дно ему пок­ло­нялись. За­то фи­зики и ас­тро­номы от­но­сят­ся к све­тилу без поч­те­ния: они слиш­ком мно­гое о нем зна­ют. «И на Сол­нце есть пят­на!» – эта кры­латая фра­за ра­зоча­рова­ния яви­лась од­ним из пер­вых на­уч­ных зна­ний о на­шей звез­де. Что по­делать, зна­ния ум­но­жа­ют пе­чали и нис­про­вер­га­ют свя­тыни...

Сол­нце – пос­то­ян­но дей­ству­ющая тер­мо­ядер­ная бом­ба. На его по­вер­хнос­ти не та­кая уж боль­шая тем­пе­рату­ра – все­го 6 000 гра­дусов. За­то внут­ри... Внут­ри очень го­рячо – 20 мил­ли­онов гра­дусов. Ес­ли бы на­руж­ные слои Сол­нца не приг­лу­шали этот нес­терпи­мый блеск, все жи­вое на Зем­ле по­гиб­ло бы все­го за се­кун­ду. Или так: ес­ли бу­лавоч­ную го­лов­ку ка­кого-ни­будь ве­щес­тва мы смог­ли бы наг­реть до та­кой тем­пе­рату­ры, она бы спа­лила все жи­вое вок­руг в ра­ди­усе двад­ца­ти ки­ломет­ров.

Сол­нце без­дарно све­тит во все сто­роны, и ма­люсень­кой Зем­ле, рас­по­ложен­ной от не­го на рас­сто­янии 150 мил­ли­онов ки­ломет­ров, дос­та­ет­ся лишь од­на двух­милли­ар­дная часть (!) сол­нечной энер­гии. Это­го хва­та­ет, что­бы под­держи­вать жизнь на пла­нете.

Нес­мотря на до­воль­но боль­шое рас­сто­яние от све­тила, мож­но ска­зать, что мы жи­вем внут­ри не­го. По­тому что у Сол­нца нет гра­ниц. Сол­нце – га­зовый пу­зырь. А ка­кие у га­зово­го пу­зыря мо­гут быть гра­ницы? Внут­ри он плот­ный.

Сна­ружи – плав­но пе­рехо­дит в меж­звездный газ. В цен­тре Сол­нца плот­ность га­за в 12 раз пре­выша­ет плот­ность свин­ца. А то, что мы на­зыва­ем по­вер­хностью и вос­при­нима­ем как от­четли­вую гра­ницу Сол­нца – све­тящий­ся вер­хний слой (фо­тос­фе­ра), – на са­мом де­ле в ты­сячи раз раз­ре­жен­нее воз­ду­ха. То есть ее и нет поч­ти, по­вер­хнос­ти этой. Ви­димость од­на. Даль­ше фо­тос­фе­ры – сол­нечная ко­рона. Это га­зовый слой, прос­ти­ра­ющий­ся на мил­ли­оны ки­ломет­ров. И Зем­ля кру­тит­ся как раз внут­ри сол­нечной ко­роны, и Сол­нце ли­жет Зем­лю каж­дое мгно­вение.

При этом ви­димый ди­аметр све­тила – все­го пол­то­ра мил­ли­она ки­ломет­ров. Это смеш­ной раз­мер. Та­кие кро­хот­ные звез­дуль­ки ас­тро­номы от­но­сят к клас­су жел­тых кар­ли­ков.

Се­год­ня, на­вер­ное, каж­дая до­мохо­зяй­ка зна­ет, что сол­нечный цикл сос­тавля­ет при­мер­но 11 лет. С этой пе­ри­одич­ностью воз­ни­ка­ют на Сол­нце пят­на – об­ласти по­нижен­но­го све­чения и по­вышен­ной нап­ря­жен­ности маг­нитно­го по­ля. Пят­на эти раз­ме­ром с Зем­лю или нем­но­го по­боль­ше.

Кро­ме пя­тен на Сол­нце есть и дру­гие, не ме­нее ин­те­рес­ные шту­ки – про­тубе­ран­цы, фа­келы, ко­ронар­ные ды­ры... Все они вли­яют на Зем­лю, но силь­нее все­го вли­яют на нас вспыш­ки. Энер­гия од­ной сол­нечной вспыш­ки при­мер­но рав­на ко­личес­тву энер­гии, ко­торое Зем­ля по­луча­ет за год. А вы­деля­ет­ся эта энер­гия все­го за од­ну двад­ца­тую до­лю се­кун­ды! Кро­ме то­го, вспыш­ки лю­бят воз­ни­кать се­ри­ями. И тог­да Зем­лю об­да­ет, как из шлан­га, по­током рен­тге­нов­ско­го из­лу­чения и энер­гичных час­тиц. В эти мо­мен­ты у лю­дей ме­ня­ет­ся сос­тав кро­ви, она ста­новит­ся по­хожей на кровь па­ци­ен­тов, по­ражен­ных лу­чевой бо­лезнью.

По­чему воз­ни­ка­ют все эти стран­ные яв­ле­ния на Сол­нце, точ­но еще не из­вес­тно, за­гадок тут мас­са, но из­вес­тно дру­гое – нап­ри­мер, чем боль­ше пя­тен на Сол­нце, тем мень­ше сред­няя кон­цен­тра­ция со­ляной кис­ло­ты в же­луд­ке, по­тому что по­дав­ля­ет­ся де­ятель­ность под­же­лудоч­ной же­лезы. Кста­ти, по­доб­ное про­ис­хо­дит и у лю­дей, жи­вущих слиш­ком близ­ко от ли­ний элек­тро­пере­дачи.

При мак­си­муме сол­нечной ак­тивнос­ти умень­ша­ет­ся рас­тво­ря­ющая спо­соб­ность кро­ви, сни­жа­ет­ся им­му­нитет, а ста­ло быть, рас­тет чис­ло эпи­демий. Кста­ти, вли­яние маг­нитных по­лей на кровь вы­зывать удив­ле­ния не дол­жно, ведь кровь – это «жид­кое же­лезо», крас­ный цвет ей при­да­ют ато­мы же­леза в яд­рах эрит­ро­цитов. Со­от­ветс­твен­но, не нуж­но так­же удив­лять­ся и рос­ту обос­тре­ний сер­дечно­сосу­дис­тых за­боле­ваний во вре­мя вспы­шеч­ной ак­тивнос­ти Сол­нца.

Се­год­ня, по­мимо один­надца­тилет­не­го, от­кры­ты де­сят­ки са­мых раз­ных сол­нечных цик­лов. Они име­ют пе­ри­оды ко­леба­ний от нес­коль­ких се­кунд до ты­сяче­летий. И да­же боль­ше, ес­ли вспом­нить, что пе­ри­од об­ра­щения Сол­нечной сис­те­мы вок­руг цен­тра га­лак­ти­ки 250 мил­ли­онов лет – и это то­же цикл. Цик­лы при­чуд­ли­во нак­ла­дыва­ют­ся друг на дру­га, об­ра­зуя в кос­мо­се не­види­мую па­ути­ну, в ко­торой че­лове­чес­тво за­пута­лось, как му­ха.

За мил­ли­оны лет эво­люции все жи­вое прис­по­соби­лось к сол­нечной цик­личнос­ти. Вот ма­лень­кий при­мер. Менс­тру­аль­ный цикл у жен­щин сос­тавля­ет 27-30 дней. И это как раз один из са­мых из­вес­тных сол­нечных цик­лов – пе­ри­од об­ра­щения све­тила вок­руг сво­ей оси. Га­зовый шар не вра­ща­ет­ся как од­но це­лое: эк­ва­тори­аль­ные об­ласти ле­тят чуть быс­трее, у по­люсов рас­ка­лен­ный газ пе­реме­ща­ет­ся чуть мед­леннее, да­вая на­шим жен­щи­нам сво­боду вы­бора – от 27 до 30 дней.

Впер­вые на связь меж­ду сол­нечной ак­тивностью и эпи­деми­ями ука­зал рус­ский уче­ный Чи­жев­ский. Сов­сем не­дав­но уче­ные из пу­щин­ско­го Ин­сти­тута би­офи­зики клет­ки РАН под­твер­ди­ли, что по­вышен­ная сол­нечная ак­тивность мо­жет про­воци­ровать вспыш­ки эпи­демий. Они со­от­но­сили не­кото­рые па­рамет­ры сол­нечной ак­тивнос­ти с ко­личес­твом и сос­то­яни­ем лим­фо­цитов (клет­ки, от­ве­ча­ющие за им­му­нитет). Кровь ис­сле­дова­ли с по­мощью мик­роспек­траль­но­го флу­орес­цен­тно­го ме­тода на двух­волно­вом мик­рофлу­ори­мет­ре «Ра­дикал ДМФ-2». Ма­зок кро­ви на стек­лышке об­ра­баты­вали флу­орес­цен­тным кра­сите­лем, ко­торый по-раз­но­му ок­ра­шива­ет ак­тивные и по­дав­ленные лим­фо­циты. Так вот, ока­залось, что при по­выше­нии сол­нечной ак­тивнос­ти уве­личи­ва­ет­ся чис­ло лим­фо­цитов в кро­ви. Но при этом их ак­тивность силь­но сни­жа­ет­ся. То есть клет­ки лим­фо­цита мень­ше син­те­зиру­ют бе­лок – стро­итель­ный ма­тери­ал бу­дущих ан­ти­тел, ко­торые по­дав­ля­ют ин­фекцию. Ви­димо, это од­на из при­чин воз­никно­вения эпи­демий ин­фекци­он­ных бо­лез­ней во вре­мя нес­по­кой­но­го Сол­нца.

В го­ды сол­нечных мак­си­мумов лю­ди би­охи­мичес­ки ста­новят­ся дру­гими – чуть бо­лее воз­бу­димы­ми, нер­вны­ми. А по­выше­ние сред­ней воз­бу­димос­ти чис­то ста­тис­ти­чес­ки при­водит к по­выше­нию ве­ро­ят­ности воз­никно­вения войн, ло­каль­ных кон­флик­тов, кри­миналь­ной ак­тивнос­ти, бы­товых убий­ств. Ес­ли в год спо­кой­но­го Сол­нца нер­вный че­ловек прос­тит же­ну за про­литый на ко­лени го­рячий борщ, то, воз­бужден­ный све­тилом, мо­жет и уда­рить. У не­го уже ско­рос­ти ре­ак­ций дру­гие. И вос­при­ятие дру­гое.

Бо­лее то­го, дос­та­точ­но вспом­нить ис­то­ричес­кие со­бытия, ко­торые про­ис­хо­дили в пе­ри­оды ак­тивно­го Сол­нца хо­тя бы на про­тяже­нии про­шед­ше­го ве­ка: 1905, 1917, 1928, 1937-38, 1968, 1979-80, 1989-91 го­ды. Иног­да пи­ки ак­тивнос­ти бы­ва­ют ме­нее вы­ражен­ны­ми или, нап­ро­тив, раз­дво­ен­ны­ми. Нап­ри­мер, в пос­леднем цик­ле уве­личе­ние чис­ла пя­тен в 1989 го­ду сме­нилось не­кото­рым их умень­ше­ни­ем в 1990-м и но­вым всплес­ком ак­тивнос­ти в 1991 го­ду, что сов­па­ло с рас­па­дом СССР.

По дан­ным чи­каг­ской по­лиции, нап­ри­мер, чис­ло по­тен­ци­аль­ных учас­тни­ков прес­тупных груп­пи­ровок в «сол­нечные го­ды» воз­раста­ет на чет­верть – за счет боль­шо­го при­тока аг­рессив­но нас­тро­ен­ных под­рос­тков и без­ра­бот­ных. Пре­дуп­режда­ют учи­телей: в опас­ные го­ды уве­личит­ся чис­ло дво­еч­ни­ков за счет нер­вных, не­усид­чи­вых де­тей.

Од­новре­мен­но с люд­ски­ми вол­не­ни­ями рас­тет чис­ло тех­но­ген­ных ка­тас­троф. Это свя­зано с на­руше­ни­ем ра­ди­ос­вя­зи в мо­мен­ты ха­оти­чес­ких ко­леба­ний зем­но­го маг­нитно­го по­ля, сбо­ями в ра­боте на­вига­ци­он­ной ап­па­рату­ры, от­ка­зами спут­ни­ков свя­зи. В и­онос­фе­ре Зем­ли раз­ви­ва­ют­ся коль­це­вые то­ки, ко­торые на­водят то­ки ин­дукции в тран­скон­ти­нен­таль­ных тру­боп­ро­водах и ли­ни­ях элек­тро­пере­дачи. Ни с то­го ни с се­го вдруг на­чина­ют взры­вать­ся маг­нитные ми­ны. Го­рят тран­сфор­ма­торы. И как го­рят! В 1989 го­ду в Ка­наде, нап­ри­мер, це­лая про­вин­ция ос­та­лась без све­та.

И здесь есть два очень важ­ных мо­мен­та. Пер­вый: пос­коль­ку речь идет о ста­тис­ти­чес­ких за­коно­мер­ностях, то есть о не­ко­ем сред­нем по­выше­нии об­щей воз­бу­димос­ти, нель­зя ска­зать, что «сол­нечный гнев» с не­из­бежностью при­водит к со­ци­аль­ным ка­так­лизмам и ава­ри­ям. Нет, рвет­ся толь­ко там, где и до это­го бы­ло неп­рочно. Где дос­та­точ­но ма­лей­ше­го «про­виса­ния» си­ту­ации, что­бы она «лоп­ну­ла».

В пер­вую го­лову стра­да­ют те, кто ра­бота­ет на пре­деле нер­вной наг­рузки, – лет­чи­ки, опе­рато­ры, дис­петче­ры. На куз­не­ца, ма­шуще­го ку­вал­дой. Сол­нце прак­ти­чес­ки не пов­ли­яет. Ну мах­нул мо­лотом нем­но­го не так, ка­кая раз­ни­ца? А вот ес­ли дис­петчер в а­эро­пор­ту ошиб­ся...

В прин­ци­пе это по­нят­но: ес­ли у вас груз ви­сит на тол­стен­ной сталь­ной це­пи, то не­боль­шое ра­зуп­рочне­ние каж­до­го зве­на не вы­зовет об­ры­ва. А вот ес­ли це­поч­ка то­нень­кая... Од­но зве­но вы­дер­жит, вто­рое вы­дер­жит, а треть­ему проч­ности чуть-чуть не хва­тит. И лоп­нет вся це­поч­ка. И тог­да, нап­ри­мер, кри­зис в са­мой сла­бой стра­не вы­зовет че­реду эко­номи­чес­ких сры­вов в стра­нах с бо­лее креп­кой эко­номи­кой.

От­сю­да вы­тека­ет вто­рой важ­ный мо­мент. Чем слож­нее ци­вили­зация, тем для нее опас­нее сол­нечные всплес­ки, тем боль­шее вни­мание нуж­но уде­лять «сол­нечно­му вет­ру» при про­ек­ти­рова­нии жиз­ненных сис­тем. Ведь лик сов­ре­мен­но­го об­щес­тва оп­ре­деля­ют не ба­ба с сер­пом и му­жик с мо­лотом, а опе­ратор вы­соко­тех­но­логич­но­го про­цес­са. Сов­ре­мен­ные тех­но­логии и при­боры ста­новят­ся все бо­лее тон­ки­ми. Сей­час, нап­ри­мер, уже всерь­ез го­ворят о пос­тро­ении компь­юте­ров, где роль ди­ода бу­дет иг­рать один-единс­твен­ный элек­трон! А от компь­юте­ров за­висит жиз­не­обес­пе­чение ци­вили­зации. И здесь тон­кое воз­дей­ствие Сол­нца уже мо­жет по прин­ци­пу ре­ле выз­вать весь­ма «тол­стый» от­клик.

И этот от­клик, воз­можно, от­ра­зит­ся не толь­ко на об­щей ава­рий­нос­ти, но и на эко­номи­ке. Кста­ти, стра­нам с от­ста­лыми по­ка еще тех­но­логи­ями «сол­нечный ве­тер» гро­зит мень­ше. Ес­ли стра­на про­из­во­дит чу­гун­ные чуш­ки или ло­мы пу­довые, на ее про­из­водс­твен­ный про­цесс све­тило поч­ти не пов­ли­яет. А вот в та­ких тон­ких про­из­водс­твах, как фар­ма­цев­ти­ка, про­из­водс­тво мик­росхем, где лю­ди при вхо­де в сте­риль­ный цех бе­лые ха­латы на­дева­ют и про­ходят двой­ную об­ра­бот­ку, что­бы лиш­нюю пы­лин­ку с со­бой не про­нес­ти, вот там – да. И с этим на За­паде уже стол­кну­лись: при пол­ном вро­де бы пос­то­янс­тве тех­но­логи­чес­ко­го про­цес­са вдруг без вся­кой ви­димой при­чины уве­личи­ва­ет­ся про­цент бра­ка. А это прос­то вме­шива­ет­ся «ми­ровая за­кули­са», как ска­зал бы Про­ханов.

И здесь нуж­но хо­тя бы в двух сло­вах рас­ска­зать об эко­номи­чес­ких вол­нах. По­чему эко­номи­ку пе­ри­оди­чес­ки сот­ря­са­ют кри­зисы, по­чему эко­номи­чес­кий про­цесс – это про­цесс ко­леба­тель­ный? Эко­номи­ка за­висит от люд­ской пси­холо­гии, на ко­торую вли­яет Сол­нце, от го­довой ба­лан­со­вой от­четнос­ти, «со­вер­шенно слу­чай­но» сов­па­да­ющей с цик­лом вра­щения Зем­ли вок­руг Сол­нца, от го­довых ко­леба­ний цен на сель­ско­хозяй­ствен­ную про­дук­цию...

Эко­номис­та­ми был от­крыт «сви­ной» биз­нес-цикл – пе­ри­од ко­леба­ний цен на сви­нину, сов­па­да­ющий с пе­ри­одом об­ра­щения Ве­неры вок­руг Сол­нца (1,6 лет). В XVIII ве­ке, до от­кры­тия са­мого из­вес­тно­го – «пят­нисто­го» сол­нечно­го цик­ла, не­мец Виль­ям Гер­шель об­ра­тил вни­мание на то, что це­ны на хлеб и зер­но ко­леб­лются с пе­ри­одич­ностью в 11 лет. Поз­же бы­ли от­кры­ты «ко­фей­ный», «фрах­то­вый» и дру­гие цик­лы це­новых ко­леба­ний. Ко­леба­ния цен на ко­фе, как ока­залось, сов­па­да­ют с пе­ри­одом об­ра­щения Са­тур­на. И те­перь, со­об­ра­зу­ясь с этим цик­лом, вы­сажи­ва­ют и вы­руба­ют це­лые ко­фей­ные план­та­ции. А под 17-лет­ний фрах­то­вый цикл гол­ланд­ские ко­рабе­лы под­го­няли срок служ­бы сво­их су­дов.

Расс­тре­лян­ный в 1938 го­ду в суз­даль­ском по­лити­золя­торе со­вет­ский уче­ный Кон­драть­ев от­крыл пе­ри­оди­чес­кие ко­леба­ния эко­номи­чес­кой ак­тивнос­ти про­дол­жи­тель­ностью в 64 го­да. Так они те­перь и на­зыва­ют­ся: биз­нес-цик­лы Кон­драть­ева. Тот же Чиб­ри­кин, о ко­тором я вам рас­ска­зал вы­ше, сов­сем не­дав­но об­на­ружил по­луто­раго­довой цикл ко­леба­ния кре­дит­ной эмис­сии.

Так что ес­ли вам вов­ре­мя не вы­дали зар­пла­ту, воз­можно, не сто­ит об­ви­нять пра­витель­ство. Иди­те ка­чать пра­ва к ас­тро­номам. По­чему вов­ре­мя не пре­дуп­ре­дили, что воз­можны пе­ребои с день­га­ми?


18.01.2016; 01:17
хиты: 242
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь