пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

статьи для чтения:
» читать
Книги:
» "Политология" Сазонов Н.И.
» апгрейд обезьяны (для чтения)
8 семестр (госы):
» Теория политики
» Сравнительная политология
8 семестр (экзамены):
» Национальная безопасность
» Полит. менеджмент
» Охрана труда
» Государственное управление
» удали
» Європа міграція
8 семестр (зачёты):
» Теория партий и партийных систем
» Постмодерная политика
» Политическое лидерство
7 семестр:
» Кратология
» Терроризм и политика

патрон-клиентных отношения

В политической социологии утвердилось понимание патрон-клиентных отношений как отношений преимущественно:

а) личностных, частных и неформальных;

б) основанных на неравенстве в обладании ресурсами власти и разнице социальных статусов;

в) основанных на взаимных обязательствах и заинтересованности.

Патронат, по всей видимости, вырастает из потестарных отношений (сторон) родства и свойства. Связь патрона и клиента всегда копировала связь семейную: патрон - "отец", клиент - "сын". Последние служат для повышения статуса индивида и его семьи в родовой, корпоративной, государственной иерархиях; эти же связи используются для смягчения давления институциональной системы, для обеспечения известной свободы от обязательных правил и предписаний. В странах Центральной Азии современные институты и процедуры являлись и являются не чем иным, как институ ционализированными патрон-клиентными отношениями. Патрон-клиентные связи крепнут, когда официальные социально-политические институты слабы и не обеспечивают людям защиты от нарастающего "отчуждения" и давления социальных механизмов.

Неформальные союзы становятся институционализированной формой управления, частично или полностью замещая институты публичной власти. Социальная мобильность вне рамок патрон-клиентных отношений становится просто невозможной. Господство клана - семьи в организации социально-политической структуры центральноазиатских обществ объясняется процессами ретрадиционализации и реархаизации общественной жизни, которые развернулись в государствах Центральной Азии после обретения ими независимости. Произошел неизбежный откат к традиционным формам социально-политической жизни как среди элиты страны, так и групп населения, находящихся внизу социальной лестницы, который был также ответом на насильственный характер центральноазиатской модернизации. Кроме того, тысячелетиями выступавшие в качестве основы общества родоплеменные отношения не могли сойти со сцены даже в течение жизни двух-трех поколений. Внедрение современных институтов не столько уничтожило традиционные структуры, но заставило их на время мимикрировать. Экономический кризис, разразившийся в республиках после распада Советского Союза, постоянное снижение уровня жизни народа, борьба за выживание способствуют сплочению людей на кровнородственной и клановой основе, что приводит к формированию клиентарных связей.


хиты: 212
рейтинг:0
Общественные науки
политология
управление общественными организациями
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь