пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9. проблема развития личности, основные способы, механизмы, и агенты социализации

Понятие «гармоничная личность» помимо прочего включает в себя психическое здоровье и душевное равновесие. Чтобы эти параметры были соблюдены, сознание и бессознательное должны активно взаимодействовать. Это обеспечит человеку одновременное ощущение связи с коллективом, окружающим миром, и осознание себя как индивидуальной, неповторимой единицы мироздания. Проблема развития личности и состоит в соединении этих противоположных начал в человеческой душе. Использование общечеловеческого опыта должно сопровождаться внимательным отношением к своему внутреннему голосу. Только в таком случае возможно существование логичной, целостной натуры. Огромную роль в процессе роста личности или Эго из бессознательного играет рефлективный дар, выделяющий человека среди остальных живых существ. Именно благодаря ему личность оказывается способна совмещать два мира: внешний и внутренний. Внешний мир имеет два измерения: горизонтальное — физические данные окружающей среды, познаваемые с помощью органов чувств, и вертикальное — духовная составляющая, отражающая ступень развития общества. Внутренний мир — это бессознательное начало, дающее почву для роста личности и создания субъективного отношения к внешним условиям. Этапы развития личности В стремлении к единству психика каждого человека проходит несколько этапов своего развития. При этом изменения происходят в течение всей жизни личности. А особенно важными они становятся во второй ее половине, когда детские и юношеские достижения оказываются на втором плане. • Первый этап развития принято называть мистическим участием. Он характеризуется крайне слабой обособленностью Эго. Оно воспринимается как часть общего мира. В этот момент элементы внешние и внутренние принадлежат к единому целому. Такая стадия развития присуща детям и дикарям, которые воспринимают себя как часть окружающей среды, а не как отдельную личность. В цивилизованном обществе стадия мистического участия встречается в виде психологии толпы, где в поведении человека отсутствует личная ответственность за происходящие события. • Далее проблема развития личности трансформируется в необходимость усвоения правильных установок. В этот момент появляется первичная дифференциация окружающих и себя по половому признаку, а также возникают начальные представления о противопоставлениях в окружающем мире. Например, горячо-холодно, хорошо-плохо, свет-тьма. Основное влияние на развитие человека на этом этапе оказывает мать как воплощение женского начала. • За матриархатом приходит патриархат. Главенство получают такие ценности как дисциплина, осознание ответственности, прохождение различных жизненных испытаний. В этот момент положение женщин воспринимается как подчиненное, зависимое. • Последний этап приносит интеграцию женского начала как необходимого элемента в человеческую личность. Этот момент в развитии психики является решающим. Именно с этого времени человек получает возможность совмещать в себе противоположные стороны психического. Для поддержания гармонии в личности должны соседствовать материя и дух, женское и мужское, бессознательное и сознание… Разумеется, на этом развитие личности не заканчивается. Однако именно эти же этапы повторяются в течение всей жизни человека. Внешние проявления становятся иными, но их смысл останется неизменным. Развитие по спирали позволяет совершенствоваться в течение всей жизни, вбирая в собственное сознание все новые и новые составляющие. Проблема развития личности требует постоянного приложения сил в направлении усложнения Эго, гармонизации его элементов. В первой половине жизни это происходит за счет познания окружающей действительности, взаимодействия с ней, выстраивания отношений с людьми, достижения определенного уровня образования и создания собственной семьи с постижением новых для себя ролей. Во второй же части пути развитие личности приобретает осознанность, что сказывается на качествах, культивируемых в сознании. Также в это время внешняя жизнь становится более активной и продуктивной, позволяя личности самореализоваться. Подобные действия приводят к еще большей потребности в общении с собственным Эго, приводя к его росту и совершенствованию.

 

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

 


29.05.2014; 16:49
хиты: 96
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь