Данилевский выделил позитивный тип исторически-действующих лиц, то есть исторические личности которые создали исторические цивилизации. Он считал ошибкой представление о едином линейно- историческом прогрессе. Он утверждал, что есть не только люди, но и целые народы у которых отсутствует творческое начало. Эти народы подавляются другими цивилизациями или вливаются в них. Он говорил, что народ проходит путь от племенного к гражданскому состоянию и переживает разные формы зависимости, а именно, рабство, данничество и феодализм. Данилевский считал что у каждой цивилизации имеется характерная только для нее сфера или тема. Например, для греческой – красота, семитской – религия, римской – законы и администрация, китайской – практика и пользование, индийской – воображение фантазии и мистицизм, европейской – наука и технологии. признаками вырождения (деградации) исследователь считал: растущий цинизм, секуляризация (ослабление церковного влияния), ослабление инновационного потенциала, ненасытная жажда власти, доминирование над всем миром.