СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – особые синтаксические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Они способствуют индивидуализации речи, привносят в неё повышенную эмоциональность. Вместе с тем конкретно-выразительное значение они получают лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи. С.Ф. являются важным различительным компонентом индивидуальной стилистики. (Сравните лаконизм прозы Пушкина и синтаксическую сложность прозы Толстого).
Виды стилистических фигур:
- Риторическое обращение – с.ф., состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо, чему-либо для придания торжественности, патетичности или иронии. (О, память сердца! Ты сильней/ Рассудка памяти печальной).
- Риторический вопрос – с.ф., связанная с выражением сильных чувств посредством предложений с восклицательной интонацией. ( Как хороши, как свежи были розы/В моём саду! Как взор прельщали мой!)
- Риторический вопрос – с.ф., состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы привлечь внимание. (И над отечеством свободы просвещённой/Взойдёт ли, наконец, прекрасная заря?)
- Анафора (единоначатие) – с.ф., заключающаяся в повторении слов или оборотов в начале нескольких относительно самостоятельных отрезков речи (предложения, абзацы, строфы и т.д.) (Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид).
- Эпифора (концовка) – с.ф., заключающаяся в повторении слов или оборотов в конце нескольких смежных отрезков речи. (Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?)
- СИмплока, симплОка – с.ф., представляющая собой 1) повтор начальных и конечных слов (Во поле берёзонька стояла, Во поле кудрявая стояла.) 2) повтор серединного слова (Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!) в смежных отрезках речи.
- АнадиплОзис, или анадиплОсис, анадИплосис – повторение конечного элемента отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. (Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору).
- Кольцо, или кольцевой повтор – повторение слова, словосочетания в начале и в конце какого-либо отрезка речи. (Разлука! Душа человека какие выносит мученья! А часто на них намекнуть лишь достаточно звука. Стою как безумный, ещё не постиг выраженья: Разлука).
- Хиазм – перекрёстное повторение одних и тех же элементов (слов или членов предложения) в 2 смежных словосочетаниях или предложениях. (Слышишь – мчатся сани, Слышишь – сани мчатся).
- Антитеза – резкое противопоставление противоположных понятий. (Мой верный друг, мой враг коварный! Мой царь, мой раб, родной язык).
- ОксЮморон, оксИморон – соединение понятий логически исключающих друг друга. (Люблю я пышное природы увяданье!)
- Градация – группировка однородных членов по принципу нарастания(ослабления) производимого ими впечатления. (Не жалею, не зову, не плачу).
- Инверсия – расположение членов предложения в порядке нарушающем обычный с целью усиления выразительности речи. (Белеет парус одинокий/ В тумане моря голубом).
- Параллелизм – однородное синтаксическое построение 2 и более предложений(или их частей). (В синем море звёзды блещут, В синем море волны хлещут).
- Эллипсис – пропуск подразумевающегося члена предложения. (Не место красит человека, а человек – место).
- Умолчание – автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться о невысказанном. (Шёпот, робкое дыханье, /Трели соловья).
- Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения на несколько смысловых единиц – фраз. (Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.
- Бессоюзие или асИндетон – пропуск соединительных союзов для создания эффекта динамичности, стремительности. (Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон …)
- Многосоюзие или полисИндетон – намеренное использование повторяющихся союзов для усиления выразительности речи. (Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи).