Художественный стиль – это разновидность литературного языка, обслуживающая особую эстетическую сферу общения - словесное искусство. Этот стиль признается не всеми учеными, так как из-за разнообразия лексических средств, которые в нем используются (разговорные слова, диалектная лексика, жаргонизмы и т.д.) и выполняют эстетические функции, некоторые ученые называют его «языком художественной литературы» или «особым поэтическим языком». Академик В.В. Виноградов отмечал: "...Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в преобразованном виде...".
Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления. Форма речи преимущественно письменная, виды речи могут быть представлены все: монолог, диалог, полилог. Способ коммуникации общественный.
Цель художественного стиля: 1) самовыражение художника слова; 2) изображение жизни средствами словесного искусства (с помощью тропов и стилистических фигур). Функции: информативная и воздействующая (эстетическая).
Адресант – писатель, поэт, человек, профессионально занимающийся художественной литературой. Адресат – читатель. Подстили художественного стиля необходимо рассматривать с точки зрения 3-х родов литературы: эпос, лирика, драма. Жанры соотносятся с каждым из родов литературы:
-эпические жанры: роман, повесть, рассказ, сказка, эссе, новелла, очерк, фельетон;
- лирические жанры: песня, баллада, поэма, элегия, стихотворение, басня, сонет, ода;
- драматические жанры: трагедия, драма, фарс, комедия, трагикомедия.
Стиль художественной литературы имеет свою специфику. Он обслуживает эмоционально-эстетическую область деятельности личности. Основными свойствами художественного стиля являются: а) эстетическое; б) воздействие на эмоции: при помощи художественных образов оказывается воздействие на чувства и мыслей читателей; в) коммуникативное: способность вызывать отклик в сознании читателя, благодаря чему передаются мысли от одного человека к другому.
Стилевые черты:
Образность
Эмоциональность и экспрессивность
Широкое использование лексики и фразеологии других стилей
Средства художественной выразительности
(тропы и синтаксические фигуры)
Проявление творческой индивидуальности автора (авторский стиль)
Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Она выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
Основными средствами художественной выразительности являются тропы и стилистические фигуры. Тропы (от греч. tropos – «оборот», «поворот») – это слова и выражения художественного характера, используемые в тексте для усиления образности языка. К тропам относятся метафоры, сравнения, аллегории, синекдохи и прочие методы. К стилистическим фигурам относятся эпитеты, литоты, анафоры, риторические вопросы, гиперболы и т.д.
Основные виды тропов и стилистических фигур:
- Метафора или переносное значение – это слова или словосочетание, имеющее в контексте переносное значение на основе сходства предметов или признаков. Например, «золотая осень», «горит Восток зарею новой».
- Метонимия – это выражение, в котором слово замещается другим словом, обозначающим явление смежное по значению. Например, «все флаги едут в гости к нам», где слово «флаги» означает «страны».
- Синекдоха – это частная разновидность метонимии, в которой переносное значение основано на количественном признаке: 1) слово в единственном числе может обозначать множество предметов (или наоборот); 2) часть обозначает целое. Например, «и было слышно до рассвета, как ликовал француз»; «Золотые очки круто развернулись».
- Эпитет – это слово, придающее выразительность, образное определение. Как правило, это имя прилагательное или наречие. Например, «вторая жизнь», «горячо любить».
- Гипербола – это художественное преувеличение, придающее выразительность выражению. Например, «Я же тысячу раз тебе говорил».
- Литота – противоположность гиперболе, образное выражение, намеренно преуменьшающее значение описанного явления. Например, «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка».
- Аллегория или иносказание – условное сравнение идей посредством диалога или художественного образа. Известный пример аллегории: правосудие – Фемида (женщина с весами).
- Ирония – вид тропа, в котором истинный смысл либо скрыт, либо противопоставляется первоначальному смыслу. Например, «Ну ты храбрец!».
Антитеза – это стилистическая фигура, основанная на противопоставлении: «У сильного всегда бессильный виноват…».
Оксюморон – это стилистическая фигура, основанная на сочетании несочетаемых понятий: «Мертвые души», «Горячий снег», «Живой труп».