пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Характеристика публицистического стиля

 

Публицистика – род произведений, характеризующихся актуальным общественно-политическим содержанием и направленных на формирование общественного мнения.

В русском языке начинает формироваться в 16-17 веках (произведения М. Грека, переписка И. Грозного и А. Курбского). Развивается в 18 веке с появлением газеты  «Ведомости о военных и иных делах» (1703 год).  В основных чертах оформился в 19 веке (сочинения Чаадаева, Белинского, Герцена; выступления Толстого и Достоевского)

Публицистический стиль – разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, идеологических, экономических, культурных.

Характеристика:

  • Особенности – актуальность проблематики и оперативность передачи информации
  • Способ коммуникации – общественный
  • Цель – сообщение информации об актуальных событиях в стране и мире в кратчайшие сроки, оценка и комментарий
  • Функции: информационная и воздействующая (+ комментарийно-оценочная, познавательно-просветительная, гедонистическая)
  • Функционирует в письменной и устной формах
  • Вид речи – монолог (диалог в интервью, полилог в дискуссии)

Подстили публицистического стиля:

  1. Газетно-публицистический (репортаж, статья, очерк, интервью)
  2. Агитационный (листовки, лозунги, призывы)
  3. Официальный политико-идеологический (партийные документы), сближающийся с официально-деловым стилем
  4. Теле- и радиопублицистика (информационные программы, передачи на актуальные общественно-политические темы)
  5. Ораторская речь (массово-политический подстиль: парламентская речь, митинговая речь, агитаторская речь)

        Стилевые черты:

Сочетание экспрессии и стандарта

Образность

Простота и доступность

Рекламность (проявляется в заголовках, в постановке проблемных вопросов, в обращениях к читателю («Куда пойдёт реформа?»; «Устройте себе дольче-вита»; «Коррупция стала прозрачнее»).

Документальность (достоверность)

Лаконичность изложения при информативной насыщенности

Постоянное стремление к новизне, злободневность

Индивидуальность (подчёркнутость авторского «Я»)

 

 

35. Характеристика информационных и аналитических жанров газетно-публицистического подстиля.

 

В целом газетные публикации можно разделить на три большие группы жанров:

1. информационные (информационная заметка, репортаж, интервью и др.);

2. аналитические (статья, корреспонденция, реплика, рецензия, обзор, обозрение и др.);

3. художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет и др.).

Информационным жанрам в большей степени присуща функция сообщения, тогда как аналитическим – функция воздействия.

  1. Информационные жанры газетно-публицистического подстиля.

Общей функцией информационных жанров (заметки, репортажа и др.) является сжатое, оперативное сообщение читателям о фактах, событиях, деятельности отдельных организаций и лиц. Тематика информационных жанров широка и многообразна. Основой информационных материалов является новость. Характером новости, ее актуальностью, степенью важности для общества определяется конкретный жанр публикации, ее размер, место на газетной полосе.

 

  1. Информационная заметка

Содержит краткую информацию об актуальных последних новостях. Не предполагает открытого проявления авторского присутствия.

Тема – важный для общества или необычный факт

Функция – сообщение информации, стремление в кратчайший срок рассказать о новостях.

Задача – популяризациия, которая подразумевает формирование общественного мнения.

Основные жанровые черты: документально-фактологическая точность, объективность, краткость, тяготение к стандарту.

Заголовок заметки содержит прямую информацию о факте, а также выполняет рекламную функцию, привлекая внимание читателя.

Композиция – принцип ответов на основные вопросы: что? где? когда произошло? кто сообщает?

Три основных вида информационных заметок: хроника, короткая информация, расширенная информация.

  • Хроника представляет собой сообщение объемом от одного до трех-четырех предложений, не имеющее своего заголовка, с общим смыс­лом где, когда, какое событие произошло (происходит, будет происхо­дить). В нескольких строках автор сообщает о факте, не раскрывая по­­дробностей.
  • Короткая информация получила в газете наибольшее распространение не случайно. Объем такой информации, имеющей свой заголовок, составляет 10—30 строк, что позволяет не только сообщить читателям сам факт, но и рассказать о нем с некоторыми подробностями, дающими более яркое и убедительное представление о событии.
  • Расширенная информация по своим размерам значительно превосходит хронику и короткую информацию, включает от 40 до 150 строк, имеет свой заголовок, а в ряде случаев и подзаголовок перед текстом или в тексте. Здесь событие излагается бо¬лее широко, с многочисленными подробностями.

 

  1. Репортаж. Это жанр информационной журналистики, в основе которого лежит описание факта с места события. Репортаж дает читателям наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста — очевидца или действующего лица.

Цель – оперативно , с необходимыми подробностями и в яркой форме сообщить о наиболее значимом и интересном.

Сочетает в себе, с одной стороны, строгую документальность, объективность, что сближает его с информационными жанрами, с другой — живописность, эмоциональность, яркость изображения, а также известную степень аналитизма.

Композиция репортажа носит достаточно свободный характер, в ней выделяют след. элементы:

  • зарисовочная заставка
  • собственно репортажное описание
  • повествование
  • публицистические отступления
  • элементы интервью
  • концовка.

             Репортаж имеет свои, только ему присущие черты и особенности.

  1. «Эффект присутствия автора»
  2. Глагольный характер речи
  3. Стилистическая «пестрота», быстрая и частая смена речевых планов

 

Выделяют три вида репортажа:

  • событийный
  • тематический
  • проблемный

 

  1. Аналитические жанры газетно-публицистического подстиля.

Основная функция данной группы жанров (информационно-аналитической заметки, реплики, корреспонденции, статьи) — анализ ситуаций, возникающих в различных сферах деятельности, фактов, лежащих в основе этих ситуаций, и вызванных ими проблем.

  1. Информационно-аналитическая заметка — это небольшая по размерам газетная публикация, которая строится как доказательство определенного положения (тезиса), сформулированного в тексте.
  2. Реплика — это краткий эмоциональный отклик журналиста на кaкое-либо явление или событие, направленный на порождение эмоциональной реакции читателя.
  3. Корреспонденция — это аналитический жанр журналистики, основной целью которого является истолкование, выяснение причин события, определение его значимости, прогнозирование развития ситуации.

Компоненты:

  • рубрика
  • заголовки
  • зачин
  • концовка (итог, обощение, вывод)
  1. Статья — это жанр аналитической публицистики, в котором пред-ставлены результаты исследования события или проблемы.

Виды статьи:

  • Редакционная
  • Передовая
  • Проблемная
  • Полемическая
  • Критическая

 

36. Характеристика художественных (художественно-публицистических) жанров газетно-публицистического подстиля.

 

Художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет) дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме.

  1. Очерк

Публицистический очерк излагает и анализирует факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором.

Темы – чрезвычайно многообразны (биография человека, историческое событие, природное явление, описание путешествия и т. д.)

Герои очерка — всегда конкретные люди; события воспроизводятся строго документально.

Стилистические особенности очерка определяются природой этого жанра, объединяющего в себе публицистическое и худо­жественное начала.

Очерк может быть написан как от 3-го, так и от 1-го лица. В форме изложения от 3-го лица автор выступает как закадровый наблюдатель или закадровый комментатор.

Композиция очерка зависит от разработки темы. Очерк может строиться как рассказ о конкретном событии, герое или путешествии, может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение автора о проблеме, может содержать элементы журналистского расследования.

Виды очерков:

  1. Путевой. Содержит рассказ о дорожных впечатлениях, об определенных сторонах жизни, которые журналист наблюдает во вре­мя своей поездки, а также развернутые пейзажные зарисовки.
  2. Портретный. Рассказывает о заслуживающем внимания человеке, раскрывает его личность, показывает его характер.
  3. Событийный. Посвящен какому-либо важному событию (историческому или актуальному в настоящий момент), выступающему в качестве повода для интересных сопоставлений, размышлений, обобщений.
  4. Проблемный. Затрагивает важные политические, экономи­ческие, морально-этические проблемы общества. Задача автора — вме­шаться в принятие решений по тому или иному вопросу, вступить в по­лемику, быть оппонентом противоположной позиции.

 

  1. Фельетон

Это «художественно-публицисти­ческий жанр, пред­ставляющий событие или проблему в сатирическом или, реже, юмористическом освещении».

В фельетоне используются элементы сатиры, юмора, его стилю при­сущи живость, легкость и образность. Своеобразие фельетона заключается в триединстве начал:

публицистического, художественного и са­тирического.

Художественность фельетона достигается привлечением изобрази­тельно-выразительных средств, свойственных художественной речи.

Сатирическое начало связано с целью жанра — осмеять какое-либо значимое для общества негативное явление, заставить читателя задумать­ся над проблемой.

Особенностью фельетона является своеобразная двуплановость повествования:

  • первый план выполняет чисто служебную функцию объективного, внешнего изложения фактов
  • второй — подтек­стовый — выявляет истинный смысл, ради которого и написан фельетон

               Фельетон может быть

  • документальным (адресным), высмеивающим конкретный факт
  • беллетризованным (безадресным), высмеивающим негативное социальное явление, здесь широко используется художественный вымысел.

 

  1. Памфлет

 Очень близок к фельетону. Памфлет – это сатирический жанр публицистики, для которого ха­рактерно резкое и экспрессивное обличение, направленное не против от­дельных фактов, а против целой политической, философской или эстети­ческой системы либо конкретных влиятельных в обществе деятелей: по­литиков, ученых, литераторов.

В жанре публицистического памфлета написан ряд произведений П. Я. Чаадаева, А. И. Герцена, В. Г. Бе­линского.

Памфлет представляет собой произведение острозлободневного ха­рактера, которое пишется в форме развернутой критики, рассчитанной на разоблачение, резкое осуждение, «уничтожение» объекта памфлета.

Ха­рактерные особенности:

  • острая полемика
  • стра­стность тона
  • повышенная экспрессивность
  • гротеск
  • гневная ирония
  • сарказм.

Цель автора – возбудить к «героям» памфлета чувство нeнависти, презрения, показать их во всей их неприглядности.

Памфлету свойственны не столько детальный показ индивидуальности «героя», сколько стремление к выявлению его социально-типических черт.

При­сутствие автора в тексте памфлета всегда подразумевается, хотя может не выражаться открыто. 


29.11.2017; 17:12
хиты: 71
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь